Ирина Мишина
Режа — красивый исконно русский город на склоне Урала у реки Режа. В нем живут около 37 тысяч человек, из них школьников в возрасте от 7 до 17 лет — 4 359 человек. В городе всего 16 школ. И все они заполнены до предела детьми мигрантов.
«У нас небольшой городок, но некоторые классы практически целиком заполнены детьми мигрантов. Их родителям разрешают определять их в тот класс, который они выберут. Скажем, по уровню ребенок тянет только на первый класс, а родители мне говорят: „У нас в Таджикистане он учился в 5 классе, и все было хорошо. И объяснить толком ничего нельзя. Потому что чуть что — родители начинают вспоминать 273-ФЗ о равном доступе к образованию и говорить о дискриминации. Проблема усугубляется в старших классах, где сдают ОГЭ и ЕГЭ. Школы сейчас получают финансирование в зависимости от результатов учеников на экзаменах, а как их сдают дети мигрантов? Да никак!“, — говорит учитель истории и обществознания из города Режа Свердловской области Марина Шарова.
Но власти распорядились: «диагностировать» знание русского у детей мигрантов, по результатам такой диагностики предоставлять дополнительные часы для изучения русского языка. Об этом рассказал министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. «Надеюсь, что это решение поможет нашим школам максимально продуктивно организовать работу с детьми с миграционной историей. Но хочу сказать, что вопросы остаются — это и адаптация, и социальные вопросы», — считает министр.
Не так давно Сергей Кравцов, помнится, жаловался на нехватку учителей в российских школах. С тех пор их количество не увеличилось. По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, в России не хватает 11 тысяч учителей. И эти цифры, по мнению экспертов, сильно занижены.
Низкая зарплата — главное, что заставляет учителей брать увеличенное количество часов, повышая нагрузки. Выяснилось, что в 40% регионов страны оклады педагогических работников не превышают половины МРОТ — это суммы от 3 420 до 9 580 рублей. Факт налицо: учителей не хватает, их нагрузка запредельна, кто будет дополнительно учить детей мигрантов? И когда?
«Недавно в профсоюз педагогических работников „Учитель“ поступил сигнал: в школе №22 Самары вообще нет учителей русского и литературы. У нас на нормальные-то уроки педагогов не хватает, откуда их взять еще на дополнительные? Недавно встретил коллегу, учителя из соседней школы, идет грустная, спрашиваю, в чем дело, говорит: „У меня 45 часов в неделю. Вынуждена работать за троих“. Это больше двух ставок, и только для того, чтобы учитель мог сводить концы с концами, получая около 40-50 тысяч рублей! А дополнительные уроки с мигрантами на фоне этой беспрецедентной нагрузки учителя должны проводить бесплатно, вместо сна? Я бы внес предложение нашему министерству не вводить никаких инициатив — до тех пор, пока в школах не будет полный комплект учителей и достойная зарплата», — говорит учитель обществознания из села Таремское Нижегородской области Дмитрий Казаков. По его словам, было бы целесообразно создавать для мигрантов отдельные программы интеграции и выделять под это финансирование.
Сейчас по самым скромным подсчетам в российских школах обучается около 140 тысяч детей мигрантов из почти 800 тысяч проживающих в стране. В общем числе школьников цифра незначительная — всего чуть более 1%.
Однако проблема заключается в том, что распределение детей мигрантов по школам происходит неравномерно. Из-за этого в некоторых школах может быть велик процент неподготовленных детей, которые совсем не владеют русским языком (в ряде школ до 20%). Это мешает учиться и им, и их одноклассникам.
Так, в Сургуте (ХМАО) на сегодня насчитывается около двух тысяч детей мигрантов школьного возраста. Среди них нулевой уровень владения русским у 62%. Немного понимают по-русски 29%, а в достаточной степени владеют им, чтобы пойти учиться, лишь 15% детей мигрантов школьного возраста, отметили в департаменте образования города. Разумеется, вместе со всеми такие дети учиться не смогут. А если смогут, то будут тормозить весь класс.
«Минобразования всегда предполагает какие-то мелкие изменения, а менять надо и законы об образовании и миграции, — считает главный редактор REX Марина Захарова. — В начальных классах Подмосковья процентов 30 не знают русского языка…и это только начало… Значит мигрантам за наши налоги будут дополнительные уроки бесплатно проводить? А нашим детям никто не хочет бесплатно ввести эти дополнительные уроки русского? Почему наши дети должны к репетиторам ходить, пока учителя будут мигрантов обучать? Не сдал нормы по языку — отправлять на платное дообучение — так должно быть».
В соцсетях эта мера уже вызвала бурю протестов.
Иван Белогуров: «Как всегда увеличение нагрузки на учителей русского языка за 3 копейки… Гражданин Кравцов может лучше объявит повышение зарплат в регионах до московского уровня или поддержит инициативу об ужесточении миграционного режима?».
Митя Новиков: «Какой кошмар, а школам это вообще надо? Почему на них вешают результаты недобросовестной работы миграционных служб?!».
Мария Воюцкая: «Дети мигрантов не всегда хотят учиться, и не имеют желания изучать русский. У них есть свои родные языки. Интегрироваться в нашу среду они не хотят, подчиняются диаспорам, это факт».
При этом дети мигрантов все чаще стали демонстрировать неадекватное поведение. Так, на днях из России была депортирована семья мигрантов из Таджикистана. По инициативе прокуратуры полиция проверила семью и предписала им покинуть страну в течение трех дней. Жертвой детей иностранных граждан стала новосибирская учительница. Она рассказала, что беспризорные дети сначала попрошайничали, а потом начали бросать в нее камни, когда она проходила мимо.
В Нижегородской области семью мигрантов из пяти человек также обязали покинуть территорию России после школьного конфликта с участием их сына. Поводом к проверке в отношении иностранных граждан стал инцидент, произошедший в сентябре 2023 года. Тогда драка произошла в туалете школы № 76 Нижнего Новгорода. Дети сняли конфликт на видео и выложили в Сеть. На ролике видно, как мальчик- мигрант бьет сверстника, пока остальные спокойно наблюдают. Как выяснилось, ссора возникла из-за личной неприязни восьмиклассника к семикласснику.
Стоит отметить, что это далеко не единичный случай. Только за последние дни, по всей России отмечено порядка десятка случаев агрессивного поведения детей мигрантов по отношению к детям из русских семей. Причем все эти случаи были сняты на видео и выложены в интернет, что явно свидетельствует о том, что это носит целенаправленный характер.
Но приказы министра, как известно, не обсуждаются. И вопрос, как организовать дополнительное обучение мигрантов, остается. У учителей уже появились свои предложения на этот счет.
«Бесплатно дополнительно заниматься с детьми мигрантов никто не будет. А если и будет, то это не правильно. В фонде зарплаты педагогов, в школах, есть компенсирующие и стимулирующие, из них можно оплачивать эти дополнительные часы. Важно, чтобы эти часы отдельно тарифицировались как внеурочная работа. Такова позиция профсоюза „Учитель“, — заявила „НИ“ член этого профсоюза, учитель из г. Режа Марина Шарова.
С другой стороны, средства, которые сейчас выделяют школам, сильно ограничены. Так что денег на оплату дополнительных часов с детьми мигрантов взять неоткуда
«Где взять эти компенсационные и стимулирующие? Денег школам не выделяют. А если и выделяют, то расходуются они не рационально. Могут купить бесполезное дорогое оборудование, например, в соседней школе купили огромную интерактивную панель для логопеда, а оклады учителей там по-прежнему ниже МРОТ, и в школе зимой холодно. Сомневаюсь, что на дополнительное обучение детей мигрантов выделят деньги», — считает учитель истории из Нижегородской области Дмитрий Казаков.
К тому же возникает вопрос: как собственно обучать русскому людей, не владеющих им и не понимающих русский? Языками среднеазиатских республик российские учителя не владеют… Не логичнее ли открывать центры обучения русскому языку при посольствах среднеазиатских республик? В этом году получил широкий резонанс случай с 25-летней учительницей из Волгограда Ириной Плотниковой, которая не смогла вести занятия для детей «иностранных специалистов» в «этническом классе», практически не владеющих русским языком. Однако руководство образовательного учреждения от экспериментов не отказалось и нашло учителю замену.
Впрочем, выходы из сложившейся ситуации уже предлагают. Так, глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев ранее предложил лишать родительских прав мигрантов, которые не желают учить своих детей. Он отметил, что у родителей, помимо их прав, есть также обязанности по обеспечению образования для детей. Еще одна из его инициатив — не принимать в школы детей мигрантов, если они не владеют русским языком. Он предложил открывать для них специальные дошкольные центры.