Posted 8 ноября 2023,, 15:10

Published 8 ноября 2023,, 15:10

Modified 9 ноября 2023,, 06:21

Updated 9 ноября 2023,, 06:21

Учить не ради денег: чиновник призвал учителей не мечтать о высоких зарплатах

Учить не ради денег: чиновник призвал учителей не мечтать о высоких зарплатах

8 ноября 2023, 15:10
Ирина Мишина
Фото: pulse.mail.ru
Министр образования Оренбургской области Алексей Пахомов нашел способ, как заинтересовать российских учителей работать фактически бесплатно. По его словам, учителю нужно работать не за зарплату, а за идею. Что из этого может выйти, разбирались «НИ».

Ирина Мишина

Школьным учителям не повышают зарплату, чтобы они работали не ради денег, объяснил министр образования Оренбургской области. «Выровнять всем зарплату и сделать ее московской — произойдёт то, что у нас в систему образования пойдут за длинным рублем, а не за тем, что есть призвание детей учить», — заявил Алексей Пахомов.

У подавляющей части российских учителей оклад ниже МРОТ

Министр образования из Оренбурга, призывающий учителей работать «за идею», сам, кстати, не бедствует. Годовой доход Алексея Пахомова в 2021 году составил 4 820 820 рублей.

Для сравнения: месячный оклад учителя в Оренбургской области составляет 8 320 рублей в месяц. Эта фиксированная сумма не менялась с 2019 года, ни о какой индексации учителя Оренбургской области так и не узнали. Как уточнил региональный депутат Нурлан Мунжасаров, учителям нужно работать на две ставки или иметь 20 лет стажа, чтобы получать 38 тыс. руб.

Вообще, статистика окладов школьных учителей — не для слабонервных. В 60 регионах России — а это подавляющее большинство — она ниже МРОТ.

В октябре 2023 года профсоюз «Учитель» провел мониторинг окладов учителей, установленных правительствами регионов. Сравнение проводилось с уровнем МРОТ в 19 242 ₽, который вступит в силу 1 января 2024 года. Данные собирались для учителей с высшим образованием. Результаты этого мониторинга показали, что в 40% регионов страны оклады педагогических работников не превышают и половины МРОТ (от 3420 до 9580 руб).

В 39% регионов оклады от 50 до 75% МРОТ (от 9 668 руб. в Курской области до 14 091 руб. в Томской). В 9% регионов оклады от 75 до 100% МРОТ (от 14 449 руб в Ростовской области до 16 157 руб в Республике Татарстан). Только в Ямало-Ненецком АО, Магаданской области и Приморском крае оклады выше ожидаемого МРОТ.

«Рекордсменами по скупости» являются Карачаево-Черкесская Республика, Еврейская АО, Вологодская область и Республика Алтай, где оклады учителей до сих пор менее пяти тысяч рублей. Даже в тех субъектах федерации, где оклады были пересмотрены в 2023 году, повышение произошло только до 10-13 тысяч рублей.

В Карачаево -Черкессии оклад учителя составляет 3 420 рублей. Как можно прожить на эти деньги?

Жизнь на две ставки

«Ставка учителя рассчитывается из учета 18 часов в неделю. Чтобы получать свои 40 тысяч, я преподаю на полторы ставки, это 27 часов в неделю, плюс классное руководство, плюс моя высшая категория и выслуга лет. Другой молодой учитель в нашей школе, работая даже на 2 ставки, но без стажа и выслуги лет, будет получать в месяц около 30 тысяч рублей или даже меньше того. Чтобы выжить, учителя работают на 1,5-2 ставки, набирают дополнительную работу в школе, занимаются репетиторством. Молодых — содержат родители, бабушки и дедушки поддерживают пенсией. Просто так молодому учителю прожить на оклад невозможно», — рассказал «НИ» учитель истории и обществознания из села Таремское Нижегородской области Дмитрий Казаков.

Одновременно со школьной нагрузкой растет и внеурочная. В 2023 году у учителей появились новые обязанности. Учителям приходится работать с платформой «Сферум» (при том, что во многих школах нет компьютеров и качественного интернета), заниматься профориентацией, в обязательном порядке использовать конструктор для составления учебных программ, по которым невозможно работать, поскольку в школу не пришли новые учебники!

«Приходится придумывать, как преподавать новый вариант ОБЖ, программы для которого нет. Как преподавать историю, литературу и другие предметы, в которые в срочном порядке были внесены изменения?! Никто не отменял также ВПР. Число воспитательных мероприятий занимает нередко до трети учебного времени, как можно успеть освоить образовательную программу?», — говорит оргсекретарь профсоюза педагогических работников «Учитель» Ольга Мирясова. К этому стоит добавить многочисленные курсы повышения квалификации, олимпиады и патриотические мероприятия, которых становится все больше.

Многие педагоги не выдерживают и уходят. Вице-премьер Татьяна Голикова оценила дефицит сегодняшний учителей в 11 тысяч человек. Но эти цифры, как выяснилось, оказались сильно заниженными. Еще в начале учебного года общественное движение «Родители Москвы» провело опрос об укомплектованности школ учителями. В нём приняли участие около тысячи родителей из разных регионов России. 48% взрослых заявили, что в школах, где учатся их дети, не хватает учителей. 16% признались, что педагогов не хватает сразу по нескольким дисциплинам. Даже московские школы, где все относительно стабильно, не смогли закрыть все учительские вакансии. И это несмотря на то, что зарплаты педагогов в столице значительно выше, чем в других регионах.

«Одно время я вел в дополнение к истории и обществознанию еще и ОБЖ. Учителя из начальных классов в нашей школе ведут еще к тому же математику в средней школе, что конечно же не правильно, потому что там иные требования. Но на такую зарплату никто работать не идет. К тому же все понимают, что работа на 2 ставки приводит к неизбежной халтуре, потому что попросту нет времени на подготовку у к урокам. А ведь так в России работает подавляющее большинство учителей. Добавьте к этому различные смотры, конкурсы и митинги, обязательные патриотические мероприятия, курсы повышения квалификации, и станет совсем грустно», -делится учитель из села Таремское Нижегородской области Дмитрий Казаков.

Кто готов работать «за идею»?

«Профсоюз учителей сейчас говорит: давайте установим такое правило, чтобы 90% оклада были гарантированными и не зависели от стимулирующих, числа олимпиадников, классного руководства и прочих нагрузок. Кстати, надбавка за классное руководство не индексировалась с 2017 года, хотя к этом добавилось ведение „Разговоров о важном“, — считает профессор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Впрочем, учителя, с которыми удалось побеседовать «НИ», считают, что в словах министра образования Оренбургской области была и некоторая доля истины.

«Министр про идею правильно подметил. Профессия педагога такова, что просто деньгами заманить невозможно, — считает учитель из села Таремское Нижегородской области Дмитрий Казаков. — Педагог — в общем творческая профессия, и педагогическая свобода давала всегда возможность реализовать себя в различных программах, направлениях, методах преподавания. Педагог — это призвание. Даже в Конституции есть статья, которая закрепляет педагогическую свободу. Но сейчас вводятся достаточно жесткие правила, ограничения Я считаю, что идейная составляющая нашего труда должна подкрепляться хотя бы социальными гарантиями, чтобы педагог чувствовал свою нужность, востребованность. Что касается министра, который сказал, что в школу надо идти только по идейным соображением — могу сказать одно: он страшно далек от труда учителя, да и от обычных людей вообще».

Профессия учителя относится к высококвалифицированому труду, особенно в свете требований к использованию новых технологий. Плюс гигантская психологическая нагрузка. Часто это ведет к выгоранию, а если еще этот труд не оплачивать должным образом, человек перестанет развиватся. Потому что где стимул?

«Что касается министра Оренбургской области, то он страшно далек от школы. И его пренебрежительное отношение к учителям настораживает. Хотя оно во многом показательно. Много раз в регионы шли из центра межбюджетные трансферы, но они расходовались в регионах как угодно, только не на образование», — говорит профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.

Нет ни одного примера в истории, когда люди, выживающие в бедности, смогли сделать что-то великое. Есть истории, когда в конкретных регионах появлялись ученые «из народа». Но документы показывают: там, где появлялись великие ученые, учителя жили очень хорошо. Достаточно посмотреть, как жили учителя Ломоносова. К тому же нищий учитель едва ли сможет стать достойным примером и для современных учеников.

"