Елена Петрова, Наталья Сейбиль
За последние полгода по параллельному импорту в страну ввезли 37 тысяч автомобилей. Когда западные автоконцерны объявили об отключении ПО для машин, проданных и обслуживающихся в России, и сами автовладельцы, и дилеры, и авторемонтные мастерские не восприняли это известие как катастрофу. Мол, ничего, не с таким справлялись. После того, как первые мерседесы и БМВ из классных тачек превратились в кирпичи, все начали чесать голову. «НИ» пытались разобраться, какие автомобили затронула эта беда, и главное — что делать?
Автоэлектрик Максим с начала СВО не обслуживает больше немецкие машины. Сначала он перестал брать Мерседесы и БМВ, а теперь стал отказываться от Фольксвагенов и Шкод. Причина — в диагностике современных автомобилей.
На вопрос, боится ли он, что карета, то есть, машина превратится в тыкву, Максим серьезно отвечает:
— Не в тыкву, но лезть туда взломанным пиратским оборудованием уже чревато последствиями. Я имею в виду автомобили, которые выпущены после 2019 года. Если, допустим, по европротоколу ещё диагностику можно сделать, это общий протокол, который обязывает, чтобы машины диагностировались все, ещё можно как-то сделать. А уже по дилерскому протоколу залезть в инженерные функции, уже нереально.
Максим хорошо помнит, как его знакомые из соседнего автосервиса взялись ремонтировать «Форд Фокус — 3» из последней модели. Начали диагностику несертифицированным сканером — и все:
— Влезли кривыми руками, и машина превратилась в кирпич. Уехала на эвакуаторе.
Вице-президент и исполнительный директор ассоциации РОАД Вячеслав Жиганов подтверждает:
— Блокировка, то, что вы имеете в виду, это ситуация, когда дилерские центры, которые были подключены к оригинальному диагностическому оборудованию и каналам связи инженерной поддержки завода, эти каналы все отключены. Отключение произошло по всем брендам. Все западные компании, которые нас поддерживали, они своё ПО и поддержку отключили. У дилера провести работы, связанные и диагностикой и регулировкой электронных блоков, было невозможно некоторое время. Но дилеры предприняли возможные усилия и нашли «обходные» пути.
Под ударом оказываются не только 37 тысяч автомобилей, ввезенных в этом году по параллельному импорту, 60 тысяч автомобилей премиального сегмента, которые прибыли тем же путем в 2022 году, но и все машины, приобретенные ранее легально у сертифицированных автодилеров.
— По параллельному либо по прямому импорту — те автомобили, которые были проданы два года назад, когда всё нормально работало, они подвержены тем же самым рискам, — подтверждает Вячеслав Жиганов.
Автодилеры говорят, что производители вообще-то не могут блокировать автомобили, если используется несертифицированное оборудование. Блокировка будет зависеть от поставщика оборудования, который поставляет софты.
В ассоциации автодилеров туманно говорят, что салоны решают вопрос с диагностикой.
PR-менеджер РОАД Вера Павлова так объясняет ситуацию:
— Получается, что машины, которые привезены по параллельному импорту, якобы, если их подключают к диагностическому оборудованию не у дилеров и в несертифицированных сервисах, они превращаются в «кирпич». Давайте немножко порассуждаем: машины, привезённые по параллельному импорту — это, в первую очередь, премиум-сегмент. Сейчас из-за повышения утильсбора, из-за повышения цен, никто автомобили массового сегмента не возит. Если человек купил машину за внушительную сумму, вряд ли он пойдёт чинить её в гаражах. Официальные дилеры, несмотря на официальное отключение программного обеспечения, всё равно уже все решили эту проблему.
— Каким образом?
— Через третьи дружественные страны. Каждый по-разному выходит из положения.
Но автосалоны и дилеры не спешат раскрывать свои секреты. «НИ» обратились за разъяснениями к автоэксперту Максиму Пастушенко — и узнали много нового.
Максим говорит, что магии тут нет:
— Есть некое программное обеспечение, которое установлено на автомобиле. Теоретически там может быть какая-то защита от проникновения несертифицированным оборудованием. Теоретически это возможно, но я не совсем в этом уверен.
Когда поставки автомобилей западных марок были делом сугубо официальным, и каждый автосалон имел дилерское соглашение с производителем, сканеры для диагностики работали через Интернет и подключались к главной базе. Каждый раз, когда включался диагностический компьютер, он связывался с сервером на заводе-производителе. Теперь все учетные записи российских дилеров заблокированы, и им отказано в доступе. И вот что делают теперь для диагностики, рассказывает Максим Пастушенко:
— Активно продаются учётные записи нероссийские. При желании, можно найти учётную запись, например, казахстанскую. Если их сервер вычислит, что с казахстанской учётной записью достукивается устройство, расположенное в России, тогда возможна блокировка вашего компьютера. Теоретически это сделать возможно, если некое программное обеспечение пытается достучаться до программного обеспечения машины, оно отправляет запрос и либо получает ответ, либо не получает. А заморачиваться настолько, чтобы забивать дополнительный алгоритм в машину, чтобы он отслеживал вот это — гипотетически, наверное, да. Но я с этим не сталкивался.
Однако есть и другие опасности, «вшитые» в наши автомобили, говорят эксперты. Часть опций в машинах премиум-класса предлагается по подписке. Этим отличается БМВ.
— Например, функция пускового подогрева двигателя была по подписке. Возможно, для того, чтобы клиент не мог при помощи другого программного обеспечения включить себе эту подписку, возможно, туда зашит такой алгоритм, — предполагает Максим.
Но так и получается, что если сейчас ввозить автомобили немецкого автопрома среднего класса, как говорят дилеры, невыгодно, покупают машины с «полным фаршем», оснащенные самыми последними допами. Вероятность попадания возрастает многократно. Собственно, о такой БМВ и рассказал дилер коллегам из «Известий» — Х5 купили по параллельному импорту в Германии. Интерфейс медиасистемы и приборная доска были на немецком языке. Интерфейс ему прошили, а через два дня приборная доска перестала включаться. Пришлось обнулять прошивку до оригинальной версии. Повезло, что ключ был оригинальный. Теперь владелец ездит с немецким интерфейсом, но ездит!
В профильной ассоциации просят не создавать большого шума. Вера Павлова уверяет:
— На сертифицированном оборудовании, которое стоит у официальных дилеров, эта проблема решена. Через дружественные страны. Каждый по своему, кто-то через дружественные страны, какие-то копии. Мы не можем это знать, мы не можем лезть в их кухню. Тем более, популяризировать. Но могу повторить: у официальных дилеров таких случаев не было.
Есть только одно «но»: теперь уже нет ни сертифицированного оборудования, ни официальных дилеров. Пока тех мер, которые предпринимают салоны, хватает, но игра в кошки-мышки наверняка продолжится.