Новый, но не едет: как избежать блокировки Мерседесов, БМВ и других западных брендов

15 ноября 2023, 20:22
Владельцам люксовых автомобилей сейчас не до смеха. Только они подумали, что решили проблему обновления автопарка с помощью параллельного импорта, как подкралась другая беда. Выяснилось, что машина может быть заблокирована даже при прохождении банального ТО или замене ключей. Что делать?

Елена Петрова, Наталья Сейбиль

За последние полгода по параллельному импорту в страну ввезли 37 тысяч автомобилей. Когда западные автоконцерны объявили об отключении ПО для машин, проданных и обслуживающихся в России, и сами автовладельцы, и дилеры, и авторемонтные мастерские не восприняли это известие как катастрофу. Мол, ничего, не с таким справлялись. После того, как первые мерседесы и БМВ из классных тачек превратились в кирпичи, все начали чесать голову. «НИ» пытались разобраться, какие автомобили затронула эта беда, и главное — что делать?

Почему механики не берут больше БМВ, Мерседесы и Фольксвагены

Автоэлектрик Максим с начала СВО не обслуживает больше немецкие машины. Сначала он перестал брать Мерседесы и БМВ, а теперь стал отказываться от Фольксвагенов и Шкод. Причина — в диагностике современных автомобилей.

На вопрос, боится ли он, что карета, то есть, машина превратится в тыкву, Максим серьезно отвечает:

— Не в тыкву, но лезть туда взломанным пиратским оборудованием уже чревато последствиями. Я имею в виду автомобили, которые выпущены после 2019 года. Если, допустим, по европротоколу ещё диагностику можно сделать, это общий протокол, который обязывает, чтобы машины диагностировались все, ещё можно как-то сделать. А уже по дилерскому протоколу залезть в инженерные функции, уже нереально.

Максим хорошо помнит, как его знакомые из соседнего автосервиса взялись ремонтировать «Форд Фокус — 3» из последней модели. Начали диагностику несертифицированным сканером — и все:

— Влезли кривыми руками, и машина превратилась в кирпич. Уехала на эвакуаторе.

Отключено все диагностическое оборудование по всем брендам

Вице-президент и исполнительный директор ассоциации РОАД Вячеслав Жиганов подтверждает:

— Блокировка, то, что вы имеете в виду, это ситуация, когда дилерские центры, которые были подключены к оригинальному диагностическому оборудованию и каналам связи инженерной поддержки завода, эти каналы все отключены. Отключение произошло по всем брендам. Все западные компании, которые нас поддерживали, они своё ПО и поддержку отключили. У дилера провести работы, связанные и диагностикой и регулировкой электронных блоков, было невозможно некоторое время. Но дилеры предприняли возможные усилия и нашли «обходные» пути.

Под ударом оказываются не только 37 тысяч автомобилей, ввезенных в этом году по параллельному импорту, 60 тысяч автомобилей премиального сегмента, которые прибыли тем же путем в 2022 году, но и все машины, приобретенные ранее легально у сертифицированных автодилеров.

— По параллельному либо по прямому импорту — те автомобили, которые были проданы два года назад, когда всё нормально работало, они подвержены тем же самым рискам, — подтверждает Вячеслав Жиганов.

Кто и как может заблокировать машину

Автодилеры говорят, что производители вообще-то не могут блокировать автомобили, если используется несертифицированное оборудование. Блокировка будет зависеть от поставщика оборудования, который поставляет софты.

В ассоциации автодилеров туманно говорят, что салоны решают вопрос с диагностикой.

PR-менеджер РОАД Вера Павлова так объясняет ситуацию:

— Получается, что машины, которые привезены по параллельному импорту, якобы, если их подключают к диагностическому оборудованию не у дилеров и в несертифицированных сервисах, они превращаются в «кирпич». Давайте немножко порассуждаем: машины, привезённые по параллельному импорту — это, в первую очередь, премиум-сегмент. Сейчас из-за повышения утильсбора, из-за повышения цен, никто автомобили массового сегмента не возит. Если человек купил машину за внушительную сумму, вряд ли он пойдёт чинить её в гаражах. Официальные дилеры, несмотря на официальное отключение программного обеспечения, всё равно уже все решили эту проблему.

— Каким образом?

— Через третьи дружественные страны. Каждый по-разному выходит из положения.

Но автосалоны и дилеры не спешат раскрывать свои секреты. «НИ» обратились за разъяснениями к автоэксперту Максиму Пастушенко — и узнали много нового.

Максим говорит, что магии тут нет:

— Есть некое программное обеспечение, которое установлено на автомобиле. Теоретически там может быть какая-то защита от проникновения несертифицированным оборудованием. Теоретически это возможно, но я не совсем в этом уверен.

Когда поставки автомобилей западных марок были делом сугубо официальным, и каждый автосалон имел дилерское соглашение с производителем, сканеры для диагностики работали через Интернет и подключались к главной базе. Каждый раз, когда включался диагностический компьютер, он связывался с сервером на заводе-производителе. Теперь все учетные записи российских дилеров заблокированы, и им отказано в доступе. И вот что делают теперь для диагностики, рассказывает Максим Пастушенко:

— Активно продаются учётные записи нероссийские. При желании, можно найти учётную запись, например, казахстанскую. Если их сервер вычислит, что с казахстанской учётной записью достукивается устройство, расположенное в России, тогда возможна блокировка вашего компьютера. Теоретически это сделать возможно, если некое программное обеспечение пытается достучаться до программного обеспечения машины, оно отправляет запрос и либо получает ответ, либо не получает. А заморачиваться настолько, чтобы забивать дополнительный алгоритм в машину, чтобы он отслеживал вот это — гипотетически, наверное, да. Но я с этим не сталкивался.

Однако есть и другие опасности, «вшитые» в наши автомобили, говорят эксперты. Часть опций в машинах премиум-класса предлагается по подписке. Этим отличается БМВ.

— Например, функция пускового подогрева двигателя была по подписке. Возможно, для того, чтобы клиент не мог при помощи другого программного обеспечения включить себе эту подписку, возможно, туда зашит такой алгоритм, — предполагает Максим.

Но так и получается, что если сейчас ввозить автомобили немецкого автопрома среднего класса, как говорят дилеры, невыгодно, покупают машины с «полным фаршем», оснащенные самыми последними допами. Вероятность попадания возрастает многократно. Собственно, о такой БМВ и рассказал дилер коллегам из «Известий» — Х5 купили по параллельному импорту в Германии. Интерфейс медиасистемы и приборная доска были на немецком языке. Интерфейс ему прошили, а через два дня приборная доска перестала включаться. Пришлось обнулять прошивку до оригинальной версии. Повезло, что ключ был оригинальный. Теперь владелец ездит с немецким интерфейсом, но ездит!

В профильной ассоциации просят не создавать большого шума. Вера Павлова уверяет:

— На сертифицированном оборудовании, которое стоит у официальных дилеров, эта проблема решена. Через дружественные страны. Каждый по своему, кто-то через дружественные страны, какие-то копии. Мы не можем это знать, мы не можем лезть в их кухню. Тем более, популяризировать. Но могу повторить: у официальных дилеров таких случаев не было.

Есть только одно «но»: теперь уже нет ни сертифицированного оборудования, ни официальных дилеров. Пока тех мер, которые предпринимают салоны, хватает, но игра в кошки-мышки наверняка продолжится.

#Купить авто #Россия #Машины #Европейские авто #Машина #Авто #СВО
Подпишитесь