Авиакомпании уже столкнулись с сокращением субсидирования. В прошлом году правительство на поддержку работы авиакомпаний в условиях санкций выделило 100 млрд рублей. В итоге суммарная чистая прибыль 27 крупнейших авиакомпаний по итогам 2022 года составила 87,8 млрд рублей.
В Минтрансе посмотрели, что выделенные деньги пошли не только на выживание, но и на формирование чистой прибыли, которая была распределена среди акционеров, и сократили финансирование на 2023 год. До 25,3 миллиарда. Последние деньги были распределены на финансирование полётов с ноября по март.
Что будет с субсидиями после марта 2024 года — вопрос открытый. Ещё месяц назад Минтранс склонялся к продолжению финансирования, указывая на то, что всё будет зависеть от финансовых показателей авиакомпаний. Но теперь замминистра транспорта РФ Игорь Чалик заявляет, что финансирование скорее всего прекратится.
Может быть, за этот год авиакомпании показали хорошую прибыль? Группа «Аэрофлот» по итогам 9 месяцев 2023 года показала убыток на 94,6 млрд рублей против прибыли в 58,4 млрд рублей за аналогичный период прошлого года. Специализирующаяся на посадке самолётов в поле авиакомпания «Уральские авиалинии» по итогам первого полугодия получила чистый убыток на 4,3 млрд рублей, и только к концу сентября смога выйти на прибыль в 1,2 млрд рублей, что почти в 11 раз меньше прошлогоднего показателя. И только у UTair чистая прибыль за январь–сентябрь 2023 года выросла в 1,4 раза до 6,3 млрд рублей.
В отчётах «Аэрофлота» и «Уральских авиалиний» говорится, что убытки связаны с изменениями финансовой отчётности: сказались учёт арендных платежей и валютная переоценка. Для инвесторов важно знать, что у компании всё хорошо, но убытки есть, и это факт, который может быть использован при торге с властями и ценообразовании билетов. Но пока ситуация складывается не в пользу авиаперевозчиков.
Пассажирам же до внутренних проблем авиакомпаний нет никакого дела, людей волнуют только собственные расходы. Для них есть две новости: хорошая и плохая.
Хорошая заключается в том, что субсидирование авиабилетов для региональных маршрутов в обход Москвы, для льготных категорий граждан и для перелета на Дальний Восток и в Калининград сохранится. Возможность купить билет, например, из Надыма в Махачкалу, по ценам значительно ниже рыночных сохранится.
Теперь плохая новость. Платить за билеты в любом случае придётся больше. Произойдет это сразу по ряду причин.
Во-первых, перевозчики могут переложить на пассажиров потерю субсидий на 25,3 млрд рублей. Минтранс ожидает, что в 2023 году внутри России авиакомпании перевезут 103–104 млн человек. То есть субсидии на операционные расходы составляют примерно 244,5 рублей на один билет. В первую очередь компенсировать потери будут за счёт билетов, на которые не распространяется госрегулирование тарифов. Ничто не помешает перевозчикам задрать цены на такие билеты в разы сильнее, чем эти 244 рубля. Зато формальный повод найден.
Во-вторых, снижается объём финансирования региональных маршрутов. Изначально на 2023 год выделяли на эти цели выделяли 9 млрд рублей, но по факту распределили только 7,5 млрд рублей. Теперь финансирование на 2024 году урезают с запланированных ранее 8,9 млрд рублей до 7,3 млрд рублей. Достигается такая экономия очень просто — за счёт сокращения субсидируемых маршрутов. Так уже пошли под нож маршруты Нижний Новгород — Петрозаводск и Кемерово — Чита. Если субсидии отменяют, то либо маршрут вообще закрывают, либо повышают цены примерно в 2 раза.
В-третьих, аэропорты предлагают ввести дополнительный сбор из-за того, что государственные субсидии на модернизацию аэропортов в 2024 году сократятся на 25% — до 27,4 млрд рублей. «Новапорт» миллиардера Романа Троценко (владеет 21 аэропортом России, включая Новосибирск и Калининград) и «Аэропорты регионов» бывшего сотрудника Виктора Вексельберга Владимира Резера (управляет 10 аэропортами России, включая Екатеринбург и Ростов-на-Дону») направили помощнику президента РФ Игорю Лисину предложение предоставить им из ФНБ льготные кредиты под 2% годовых на 25-30 лет. А погашать долги планируют за счёт дополнительных сборов в 3-5% от стоимости билета.
Полет на самолёте и так за последние 12 месяцев, по данным Росстата, подорожал на 33,1%, то есть на треть! Цены дошли до 6456,11 за 1000 км в экономе. Авиационная инфляция в разы превышает официальную. А впереди ждёт ещё большее подорожание. Плацкарт, боковушка и курица с яйцами — вот современная альтернатива лайнерам. Только тратить несколько дней на дорогу могут позволить себе далеко не все, да и купить дефицитный билет на поезд — непростой квест.