Сокращение субсидий авиакомпаниям приведет к росту в 2024 году цен на авиабилеты

Полет цен до небес: кабмин отменяет субсидии авиакомпаниям

14 ноября 2023, 19:32
Минтранс обещает в 2024 году лишить авиакомпании субсидий на компенсацию расходов на внутренних рейсах. Из-за этого могут вырасти цены на авиабилеты. «НИ» выяснили, насколько сильным будет подорожание и какие направления полетов затронет.

За что кабмин хочет лишить денег российские авиакомпании

Авиакомпании уже столкнулись с сокращением субсидирования. В прошлом году правительство на поддержку работы авиакомпаний в условиях санкций выделило 100 млрд рублей. В итоге суммарная чистая прибыль 27 крупнейших авиакомпаний по итогам 2022 года составила 87,8 млрд рублей.

В Минтрансе посмотрели, что выделенные деньги пошли не только на выживание, но и на формирование чистой прибыли, которая была распределена среди акционеров, и сократили финансирование на 2023 год. До 25,3 миллиарда. Последние деньги были распределены на финансирование полётов с ноября по март.

Что будет с субсидиями после марта 2024 года — вопрос открытый. Ещё месяц назад Минтранс склонялся к продолжению финансирования, указывая на то, что всё будет зависеть от финансовых показателей авиакомпаний. Но теперь замминистра транспорта РФ Игорь Чалик заявляет, что финансирование скорее всего прекратится.

Авиакомпании в 2024 году не получат от Минтранса субсидии на операционные расходы
1MI

Может быть, за этот год авиакомпании показали хорошую прибыль? Группа «Аэрофлот» по итогам 9 месяцев 2023 года показала убыток на 94,6 млрд рублей против прибыли в 58,4 млрд рублей за аналогичный период прошлого года. Специализирующаяся на посадке самолётов в поле авиакомпания «Уральские авиалинии» по итогам первого полугодия получила чистый убыток на 4,3 млрд рублей, и только к концу сентября смога выйти на прибыль в 1,2 млрд рублей, что почти в 11 раз меньше прошлогоднего показателя. И только у UTair чистая прибыль за январь–сентябрь 2023 года выросла в 1,4 раза до 6,3 млрд рублей.

В отчётах «Аэрофлота» и «Уральских авиалиний» говорится, что убытки связаны с изменениями финансовой отчётности: сказались учёт арендных платежей и валютная переоценка. Для инвесторов важно знать, что у компании всё хорошо, но убытки есть, и это факт, который может быть использован при торге с властями и ценообразовании билетов. Но пока ситуация складывается не в пользу авиаперевозчиков.

Насколько подорожают авиабилеты и по каким направлениям

Пассажирам же до внутренних проблем авиакомпаний нет никакого дела, людей волнуют только собственные расходы. Для них есть две новости: хорошая и плохая.

Хорошая заключается в том, что субсидирование авиабилетов для региональных маршрутов в обход Москвы, для льготных категорий граждан и для перелета на Дальний Восток и в Калининград сохранится. Возможность купить билет, например, из Надыма в Махачкалу, по ценам значительно ниже рыночных сохранится.

Теперь плохая новость. Платить за билеты в любом случае придётся больше. Произойдет это сразу по ряду причин.

Во-первых, перевозчики могут переложить на пассажиров потерю субсидий на 25,3 млрд рублей. Минтранс ожидает, что в 2023 году внутри России авиакомпании перевезут 103–104 млн человек. То есть субсидии на операционные расходы составляют примерно 244,5 рублей на один билет. В первую очередь компенсировать потери будут за счёт билетов, на которые не распространяется госрегулирование тарифов. Ничто не помешает перевозчикам задрать цены на такие билеты в разы сильнее, чем эти 244 рубля. Зато формальный повод найден.

Во-вторых, снижается объём финансирования региональных маршрутов. Изначально на 2023 год выделяли на эти цели выделяли 9 млрд рублей, но по факту распределили только 7,5 млрд рублей. Теперь финансирование на 2024 году урезают с запланированных ранее 8,9 млрд рублей до 7,3 млрд рублей. Достигается такая экономия очень просто — за счёт сокращения субсидируемых маршрутов. Так уже пошли под нож маршруты Нижний Новгород — Петрозаводск и Кемерово — Чита. Если субсидии отменяют, то либо маршрут вообще закрывают, либо повышают цены примерно в 2 раза.

В 2024 году субсидии для региональных маршрутов будут сокращены до ₽7,3 млрд
1MI

В-третьих, аэропорты предлагают ввести дополнительный сбор из-за того, что государственные субсидии на модернизацию аэропортов в 2024 году сократятся на 25% — до 27,4 млрд рублей. «Новапорт» миллиардера Романа Троценко (владеет 21 аэропортом России, включая Новосибирск и Калининград) и «Аэропорты регионов» бывшего сотрудника Виктора Вексельберга Владимира Резера (управляет 10 аэропортами России, включая Екатеринбург и Ростов-на-Дону») направили помощнику президента РФ Игорю Лисину предложение предоставить им из ФНБ льготные кредиты под 2% годовых на 25-30 лет. А погашать долги планируют за счёт дополнительных сборов в 3-5% от стоимости билета.

Полет на самолёте и так за последние 12 месяцев, по данным Росстата, подорожал на 33,1%, то есть на треть! Цены дошли до 6456,11 за 1000 км в экономе. Авиационная инфляция в разы превышает официальную. А впереди ждёт ещё большее подорожание. Плацкарт, боковушка и курица с яйцами — вот современная альтернатива лайнерам. Только тратить несколько дней на дорогу могут позволить себе далеко не все, да и купить дефицитный билет на поезд — непростой квест.

#Общество #Цены #Чита #Дальний Восток #Авиабилеты #Авиарейсы #Авиация #Аналитика #Самолет #Калининградская область #Мария Соколова #Авиакомпании #Авиа #Россия #Цены на авиабилеты #Нижний Новгород #Авиаперевозчики #Авиакомпнии #Кемерово #Цены на билеты #Билеты на самолет #Льготные авиа билеты #Авиакомпания #Петрозаводск #Калининград #Авиаперевозки
Подпишитесь