Posted 4 мая 2023, 16:48

Published 4 мая 2023, 16:48

Modified 6 мая 2023, 06:46

Updated 6 мая 2023, 06:46

Летний авиасезон: перевозчики будут повышать цены, пассажиры — дорого платить

Летний авиасезон: перевозчики будут повышать цены, пассажиры — дорого платить

4 мая 2023, 16:48
Буквально через несколько дней полеты внутри России заметно подорожают. Сократится и список летних субсидируемых маршрутов, стоимость билетов на которые минимум в два раза ниже по сравнению с обычным.

Екатерина Максимова

В самые «знойные» для авиации месяцы стоимость билетов увеличивается традиционно. Однако, как отмечает генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев, этим летом на ценовую политику повлияет и сокращение субсидирования.

Речь, в частности, идет как о возможном секвестре субсидий по постановлению правительства №1242, так и о «заморозке» дополнительной программы субсидирования отрасли из-за введенных в 2022 году санкций.

«На 20-30%, как авиакомпаниям хотелось бы, вряд ли цены поднимутся. Антимонопольная служба где-то их подожмет. А вот в пределах 10-15% стоимость авиабилетов может увеличиться уже в мае», — предупреждает Горбачев.

При этом, обращает внимание глава Ассоциации «Аэропорт», прошлый год многие перевозчики страны завершили с прибылью.

«У нас 85% пассажиропотока приходится на основные 20-25 авиакомпаний. И почти все они — коммерческие. Тогда с чего это они — коммерческие ребята — вдруг решили, что государство им обязано помогать? Субсидии им все равно дадут, но, конечно, уже не в таком объеме. Происходящее больше похоже на шантаж», — говорит Горбачев.

И добавляет, что этот вопрос нужно переадресовать регуляторам отрасли — Министерствам транспорта и экономики, ФАС.

«Почему население шантажируют? Регуляторам пора собрать всех: железнодорожников, автомобилистов, авиционщиков и сказать: цыц, ребята. Как государство скажет, так и должно быть. Те же железнодорожники вон как цены взвинтили, можно сказать, на костях выезжают, возят-перевозят», — отметил Горбачев.

Исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев напоминает, что в Воздушном кодексе однозначно указано: установление величины платы — это прерогатива авиакомпании. И если перевозчики не получают прямую поддержку, нацеленную на удержание тарифов на том уровне, который желателен государству, то они переходят либо на коммерческое ценообразование, либо прекращают полеты.

«Что касается пассажиров, то конкретно на тех линиях, по которым авиакомпании подавали заявку, но не получили субсидии, у них могут возникнуть проблемы. Но все понимают, что в числе направлений, по которым не заключены соглашения сейчас, нет направлений, где авиационный транспорт является безальтернативным. Всегда есть какая-то альтернатива в виде наземного круглогодичного сообщения, либо можно совершить полёт с пересадкой», — говорит Пантелеев.

Некоторые авиакомпании, ждущие миллиардов от государства, уже начали перевёрстывать сетку полетов и отменять ранее запланированные рейсы.

К примеру, новое расписание после майских праздников представит авиакомпания Республики Татарстан — «ЮВТ Аэро». В пресс-службе «ЮВТ Аэро» «Новым Известиям» подтвердили, что стоимость полетов на многих рейсах будет коммерческой.

«Пока расписание в работе. Какие-то рейсы будут субсидированными, какие-то коммерческими. Все зависит от направлений, загрузки и других факторов», — отметили в пресс-службе. И пока расписание в работе, представители авиакомпании не готовы оценивать средний уровень удорожания перелетов. При этом обычно стоимость субсидированного билета минимум в два раза ниже по сравнению с обычным.

Переписывает расписание и Nordwind Airlines. «Полетные программы по маршрутам Нижний Новгород — Петрозаводск и Кемерово — Чита были отменены в связи с пересмотром решения Росавиации субсидировать данные линии. Оба этих маршрута отсутствовали в соглашении, направленном авиакомпании со стороны Росавиации», — сообщают «Известия» со ссылкой на Nordwind Airlines.

Ранее, напомним, Росавиация утвердила список субсидируемых межрегиональных маршрутов на 2023 год. На что в федеральном бюджете были запланированы 9 млрд рублей (на некоторых маршрутах дополнительные субсидии предоставляют и регионы). И семнадцать авиакомпаний рассчитывали получать субсидии по 308 направлениям.

Однако предполагается, что сумма субсидий с 9 млрд рублей сократится до 7,5 миллиардов, то есть отрасль недополучит из дефицитной федеральной казны полтора миллиарда. В частности, правительство РФ может сократить поддержку для авиаторов на выполнение региональных рейсов в облет Москвы.

Вопрос пролонгации спецпрограммы пока и вовсе не решен. В 2022 году, напомним, из-за СВО на поддержку гражданской авиации власти выделили беспрецедентную сумму — 172 млрд рублей, из них 100 миллиардов на возмещение операционных расходов получили непосредственно авиакомпании.

«По сообщению СМИ, сейчас Росавиация с частью авиакомпаний не заключила соглашения на 2023 год. Но это не значит, что по тем направлениям, по которым сейчас не подписано соглашение, до конца года никаких пересмотров не будет. Полагаю, что перераспределение средств в этом году ещё может состояться. И на самом деле я не вижу большой проблемы в потере этих 1,5 млрд, которые не доведут до перевозчиков. На фоне того, что не решён вопрос о сохранении такой формы поддержки, которая была в прошлом году (100 млрд рублей, — прим. ред), эти 1,5 млрд — незаметная и малозначительная величина. Принципиальный вопрос именно в больших деньгах, потому как те авиакомпании, которые летали на региональных направлениях, тоже получили часть от этих 100 миллиардов», — говорит Пантелеев.

К тому же, напоминает эксперт, ранее на региональных линиях немалое количество полётов выполнялось на самолётах Superjet-100. В прошлом году из-за того, что были введены антироссийские санкции и большинство самолётов оказались «невылетными», на международных линиях использовать Superjet стало очень выгодно.

«И авиакомпании, у которых в парке были российские самолёты, и которые летали на межрегиональных линиях, от потери этих 1,5 млрд на самом деле сильно не пострадают. Они знают, где смогут использовать эти самолёты с хорошей загрузкой и рентабельностью. В нынешней ситуации, и этот фактор будет только усиливаться, важно иметь исправные самолёты. Авиакомпании, у которых есть собственная мощная авиационно-техническая база, ангар для ремонта самолётов, собственный учебный центр с тренажёрами, естественно будут в более выигрышном положении, чем авиакомпании, которые раньше чинили самолёты и обучали персонал только за рубежом», — отметил Пантелеев.

Виктор Горбачев также отмечает, что вряд ли авиакомпании, не дождавшись денег от государства, решатся сокращать сетку полетов.

«Если начнут сокращать, значит будут недополучать доходы. Вот и все. Летный состав же они не уволят, а на каждое воздушное судно приходится три состава — один летает, другой отдыхает, третий на подхвате. Пилотам надо платить, техслужбе — платить. Срезать количество полетов — себе в убыток», — резюмировал Горбачев.

Напомним, ранее президент «Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта» (в нее входят крупнейшие авиаперевозчики в стране) Владимир Тасун сообщал «Новым Известиям», что еще в феврале Ассоциация обратилась в Минтранс с просьбой выделить в 2023 году авиаторам ещё 100 млрд рублей субсидий на авиаперевозки по стране. На сегодняшний день вопрос с выделением такой суммы не решен.

Подпишитесь