Елена Петрова, Наталья Сейбиль
1 ноября 2023 года в телеграм-каналах, посвященных авиации, появился долгожданный отчет о серьезном авиапроисшествии с самолетом «Уральских авиалиний», который 12 сентября 2023 года аварийно совершил посадку на пшеничном поле под Новосибирском. «НИ» подробно рассказали, какие недостатки обнаружила комиссия в техническом состоянии самолета и действиях экипажа. Краткая версия отчета: сначала был отказ техники, а потом действия летчиков привели к тому, что топлива не хватило для посадки в аэропорте, и пришлось аварийно садиться в чистом поле.
Однако 3 ноября 2023 году начальник Западно-Сибирского Управления Росавиции В. И. Федоров издает приказ, по которому из-за «вновь открывшихся обстоятельств» отчет отзывается, комиссия распускается, и назначается новая комиссия, которая должна провести новое расследование. Об этих перепетиях стало известно только сейчас.
Что могло случиться за два дня, и чем отчет о расследовании не угодил начальству Росавиации?
Авиаэксперт Вадим Лукашевич с ходу не смог припомнить, чтобы сначала опубликовался отчет об авиапроисшествии или аварии, а через два дня его отзывали. Сама формулировка приказа вызывает много вопросов:
— Если читать приказ, получается интересно. Если ты возобновляешь расследование, или начинаешь новое расследование по вновь открывшимся обстоятельствам, то тебе нет причин менять комиссию. Та же самая комиссия сделала отчет, потом возникли новые обстоятельства, новые сведения, которых не было, и тогда пусть та же самая комиссия продолжает это расследование. Но если меняется комиссия, то причем здесь вновь открывшиеся обстоятельства?
Не будем придираться и спрашивать, какие новые обстоятельства могли возникнуть через сутки-двое после того, как результаты расследования появились в печати. Однако отчет комиссии — это не сочинение школьника, его из головы не пишут. Прежде чем его опубликуют, члены комиссии проводят большую работу. Они проводят техническую экспертизу, анализируют содержимое черных ящиков, проводят дознание с членами экипажа.
Комиссия — это государственный орган. Ее члены работали небесплатно и получали за свою работу зарплату. Если заменяют комиссию, это означает, что Росавиация недовольна ее работой — и никак иначе, утверждает Вадим Лукашевич:
— Если ты меняешь комиссию, значит, по каким-то причинам ты не доволен работой предыдущей комиссии. Значит, они работали некачественно, неглубоко, что-то просмотрели, но тогда какие вновь открывшиеся обстоятельства? Тогда ты пишешь, что отчет выполнен некачественно. Новая комиссия работает, а по той комиссии должны быть оргвыводы.
Однако ни о каких претензиях и уж тем более оргвыводах речи не идет.
Единственное, о чем мог вспомнить Вадим Лукашевич, что хоть как-то напоминало нынешнюю ситуацию, была авария самолета польского президента Качинского под Смоленском в 2010 году. Тогда правительственная делегация Польши, направлявшаяся на открытие памятника польским офицерам, расстрелянным В Советском Союзе под Катынью, и члены экипажа разбились при заходе на посадку под Смоленском из-за сильного тумана. Погибли 96 человек.
Тогда расследование проводил Межгосударственный авиационный комитет под эгидой ICAO. Польская комиссия под руководством Ежи Миллера проводила свое расследование по внутрипольским документам. Польская комиссия в основном подтвердила выводы МАКа, хотя там были и нюансы. Позже польские власти аннулировали итоги расследования комиссии Миллера, но по нормам ICAO нового расследования не инициировали. Таким образом, юридически ничего не изменилось — отчет МАКа польской стороной не был опротестован, и о новом расследовании Варшава международную организацию не просила.
— Когда у поляков поменялась политическая составляющая (к власти пришла партия брата погибшего президента Ярослава Качинского — «НИ»), то они свой внутренний отчет Ежи Миллера отозвали. И в этой ситуации им пришлось инициировать новое расследование подл эгидой ИКАО. Они его сделали, отчет отозвали, начали возню. Стало понятно, что это чисто политическая вещь. Сейчас к власти придет Туск, и эту тему можно похоронить. Поляки свою часть отозвали, но на решение ИКАО это влияния не имело, для ИКАО было важно решение МАКа. Но там была политическая история.
Расследование по «Уральским авилиниям» выполнялось в соответствие с законами, на которые комиссия ссылается. Ситуация схожа с расследованием МН17, вспоминает Вадим Лукашевич:
-JIT расследовала и передала документы в суд. Мы ждали, что по итогам продолжавшегося расследования будет новый суд с новыми обвиняемыми. А они сказали, что данных не хватает, и мы приостанавливаем работу до появления каких-то новых сведений. Соответственно, когда новые сведения появляются, работа возобновляется.
Когда Росавиация начинала расследование, чиновники сами отбирали членов комиссии и сами утвердили ее состав персонально. А теперь та же Росавиация аннулирует решение и она же назначает новых людей. А где гарантия, что выводы второй комиссии понравятся авиационным властям?
Если появилась новая информация, члены комиссии обязаны пересмотреть свои выводы. Однако на фактах, обнаруженных в результате расследования, это никак не скажется. Количество топлива, которое осталось в баках после посадки, не изменится. По правилам и инструкции эксплуатации самолета, в баках должно было остаться полторы тонны керосина, а осталось 124 кг.
— Эти цифры никто не может отбить. Сколько у них топлива было, сколько им топлива нужно было до Новосибирска — это ничего не поменяется. Есть объективные вещи. Трактовать, что летчики были молодцы? Какие они молодцы? — удивляется эксперт.
Если в отчете новой комиссии будет написано, что экипаж — герои и молодцы, считает Лукашевич, то тогда ясно, что Росавиацию не устроили выводы, а не работа самой комиссии. А если и новая комиссия придет к выводу, что летчики не рассчитали топливо и поэтому садились в поле — как рассказал «НИ» летчик-испытатель, Герой России Александр Гарнаев — как герои? Вадим Лукашевич говорит:
— Тогда возникнет вопрос — ребята, а что вы тогда первую комиссию убирали, которая пришла к тем же самым выводам? В этом случае, это будет тупо расходование государственных средств. Вы заплатили два раза двум комиссиям, которые пришли к одному и тому же выводу.
Понятно одно — в Росавиации идет подковерная борьба, и мы не понимаем, какие интересы столкнулись. Эксперт замечает — интересно посмотреть на выводы новой комиссии. Нам тоже это очень интересно. «НИ» продолжают следить за расследованием.