Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Министерство сельского хозяйство подготовило постановление, по которому в стране с 1 декабря вводится запрет на экспорт пшеницы твердых сортов. Запрет продлится до 1 июня 2024 года. Министерство успокаивает таким образом производителей: это мера временная. Однако в нашей стране все хорошо знают — ввести запрет значительно легче, чем его отменить. К тому же, решение что сеять следующей весной, принимается уже сейчас. Вполне возможно, что производители элитной пшеницы просто откажутся от ее производства.
Твердые сорта пшеницы используется для производства макарон. В общем объеме производства зерна в России она занимает небольшое место, порядка одного процента. В разные годы аграрии производили от 800 тысяч до 1,3 миллиона тонн. Твердые сорта — самые дорогие из всей пшеницы. Это связано с тем, что ее производство очень затратно. Пшеница твердых сортов растет не везде и очень сильно зависит от погоды. И это не единственное ограничение, говорит независимый эксперт Александр Корбут:
— Там требуется другая система удобрений, более эффективные удобрения и больший объём удобрений, система защиты. Нужно произвести не просто пшеницу, а с очень чёткими показателями по качеству. Не только по белку, там есть показатели по стекловидности, и прочее. Это дополнительные затраты и дополнительные риски. Качество не может стоить дёшево, твёрдая пшеница всегда дороже.
Из муки твердых сортов можно производит все, что угодно. Эксперты говорят, что мука есть мука. Однако макароны элитных сортов можно производить только из нее — только так можно добиться, чтобы спагетти и прочая паста не разваривались.
— Твёрдая пшеница используется не для всех видов макарон. «Социальные макароны», я не скажу, чтобы они качеством были хуже, ем я всякие, не могу сказать, что есть радикальное отличие по качеству. Конечно, есть, но не столь радикальное. Но макароны из твёрдых сортов стоят дороже, среди макарон это элитный товар.
Кому выгоден запрет
В мире цена на твердые сорта очень подросла. Это связано с изменением климата. Поэтому такие страны, как Италия или Тунис, готовы диверсифицировать поставки. Внутри России из-за экспортной пошлины цена на российские твердые сорта достаточно низкая. Однако производителям российских элитных макарон и она кажется завышенной. В течение последних двух лет они давили на Минсельхоз и просили сократить вывоз зарубеж. Сначала ведомство сопротивлялось.
— Года два назад такой заход со стороны производителей макаронных изделий уже был. Они хотели сбить цену, запретить полностью экспорт, чтобы всё ресурсы были их, был один покупатель. Тогда Минсельхоз это давление выдержал. Ну, а в нынешней ситуации обострённого восприятия любой ценовой ситуации, обращение производителей макарон, что им придётся поднять цену, ну и никто не стал рисковать, — объясняет податливость министерства эксперт.
Сейчас цена на такую муку ниже, чем два года назад до введения пошлин. Стоимость макарон на 95% определяется ценой на муку. Мука стала дешевле, но макароны что-то совсем не дешевеют.
— Под маркой «спасём отечество, спасём народ, чтобы он мог есть дешёвые макароны» идёт сдерживание. Но это не социальная группа товаров! Это элитная продукция!
Люди пилят сук, на котором сидят, — говорит Александр Корбут.
Аграриям такие запреты не оставляют другого выбора, как перестать выращивать твердые сорта. Мало того, что себестоимость намного выше, но теперь и закупочная цена, по сравнению с экспортной, тоже упадет. Эксперт ясно выразил позицию крестьян:
— Последствия могут быть простые и ясные: если мне становится менее выгодно производить твёрдую пшеницу по сравнению с рядовой, где у меня будут ниже затраты, я её просто не буду производить, тем более, нет никаких гарантий, что наступит май, и все запреты будут отменены, нет.
Придется производителям элитных макарон покупать элитную муку по таким же элитным ценам за границей и смело повышать цены в два раза. Либо их элитным покупателям нужно будет привыкать есть макароны из мягких сортов, как вся страна.
Есть еще один выход. В стране есть еще миллионы неиспользуемых сельхозземель. Вот макаронные лоббисты могут прикупить пару миллионов землицы и начать самим производить твердую пшеницу.
— Но им не хочется. Им хочется, чтобы государство приняло меры, чтобы у них было полное счастье за счёт сельхозпроизводителей, — констатирует эксперт.
Министерство сельского хозяйства окажет себе самому медвежью услугу. Ломать сельхозпроизводителей через колено, конечно, можно. Но себе в ущерб они долго работать не будут. Никто не будет, в прямом смысле слова, закапывать деньги в землю. Ни весной, ни осенью.