Posted 22 октября 2023, 10:17
Published 22 октября 2023, 10:17
Modified 22 октября 2023, 10:19
Updated 22 октября 2023, 10:19
Нейробиолог из Стэнфордского университета Роберт Запольски опубликовал книгу «Предопределение: наука о жизни без свободы воли», пишет LA Times. После 40 лет изучения приматов и человека ученый полагает, что поведение людей лежит за пределами контроля сознания.
Взять, например, эпилепсию. Долгое время люди думали, что судороги вызваны фазами луны или даже размягчением мозга. Эпилепсия была свидетельством колдовства, эпилептиков считали одержимым бесами, их убивали, мужчин кастрировали, чтобы «плохая кровь» не передавалась из поколения к поколению.
Сегодня эпилепсия — это одна из множества болезней. Если человек совершает ДДТ со смертельным исходом во время приступа, его не могут обвинить в убийстве. Однако Запольски считает, что это начало долгого пути.
Нейробиолог полагает, что судороги при эпилепсии так же мало контролируются нашим сознанием, как сердцебиение или деление клеток в человеческом организме. Следующим шагом, говорит Запольски, будет признание того, что человек, стреляющий в толпу других людей или пьяный водитель, наехавший на человека на переходе, имеет не больше контроля над собой, как эпилептик.
«Перестаньте приписывать нам то, чего у нас нет», — таков мессидж нейробиолога.
Такая позиция не совпадает с позицией большинства ученых, изучающих мозг человека. Она противоречит мнению философов, которые полагают, что свобода воли есть, и уж тем более она не совпадает с мнением большинства людей, поскольку они полагают, что свобода воли определяет их жизненные достижения и неудачи.
Долгое время Роберт Запольски жил в Кении и изучал поведение бабуинов и был далек от того, чтобы участвовать в академических спорах. Однако он говорит, что если изучать поведение человека через призму одной научной дисциплины, то нельзя отрицать наличие какой-то свободы действий у человека. Однако если к его поведению и мотивировкам приложить сразу несколько дисциплин, то неизбежно можно прийти к выводу о том, что свобода воли — это миф.
Новая книга Роберта Запольского — не первая в его карьере. 5 лет назад ученый опубликовал другой труд «Поведение: биология человека в наших лучших и худших проявлениях». В ней нейробиолог анализирует нейрохимическое влияние на поведение человека, предшествующих нажатию курка или прикосновению к руке другого.
Люди знают, что худшие решения своей жизни они принимают, когда они голодны, находятся в стрессе или действуют под страхом. Гены и беременность матери влияют на внешность людей и их здоровье. Человек, выросший в лишениях, принимает другие жизненные решения, чем те, кто рос в неге. Эти факторы лежат вне нашего контроля. Но чтобы все было неподвластно нам?
Следуя этой позиции, нужно признать, что человек не сам выбирает карьеру, партнера и даже не он ответственен за то, пошел ли он в кино или поехал на рыбалку.
Роберт Запольски преподает в Стэнфорде, и студенты часто спрашивают его, чем он может доказать полную детерминированность действий человека. На это нейробиолог приводит такой пример: студент поднимает руку, чтобы задать ему вопрос. Что предшествует этому действию? Ему предшествует масса импульсов. Возможно, студент не согласен с профессором, потому что он пропустил обед и поэтому не в духе. Может быть, что преподаватель напоминает ему неприятного родственника. Как правило, активные студенты происходят из семей с более высоким уровнем образования, которые влечен за собой индивидуалистическую культуру.
Эти стимулы можно сравнить с ситуацией, когда человек поговорил с другом о предстоящем походе, а чуть позже обнаружил в своих соцсетях рекламу палаток. Даже если телефон и не записывал разговора, как думают многие, алгоритм с пугающей точностью может проанализировать аккаунты и предсказать, что человек собирается делать.
Семья Роберта Запольски — ортодоксальные евреи из бывшего Советского Союза. С детских лет ученый интересовался приматологией, однако религия формировала его жизнь. Его представления изменились за одну ночь, когда он вдруг понял, что Бога нет, а люди — приматы, которые предоставлены сами себе.
Его личная история противоречит убеждению об отсутствии воли, потому что его критики могут сказать: как мальчик из глубоко верующей семьи смог превратиться в либерального атеиста? Запольски говорит, что даже слизни могут научиться отступать от того места, куда бьет молния.
Другой пример — группа людей идет смотреть биографический фильм об активисте. На следующий день один из друзей подал заявление, чтобы вступить в Корпус мира. Другой: вдохновленный необыкновенными съемками, записывается на курсы режиссеров, остальные недовольны, что не попали на «Барби».
Стимулы к таким действиям могли быть разными — у одного поднялся адреналин из-за скандала с родителями, другой был переполнен окситоцином, потому что влюблен. У третьих был разный уровень дофамина и серотонина в мозгу, а у некоторых — пониженная чувствительность к отвлекающим факторам в кинотеатре.
Сторонник детерминизма философ Грегг Карузо поддерживает Запольски. Он полагает, что жизнь без веры в свободу воли лучше жизни с этой верой. Сам Карузо выступает за предотвращение преступлений и против возложения вины при совершении преступлений.
«Сосредоточение внимания на причинах агрессивного и антиобщественного поведения вместо удовлетворения желания наказания позволит нам принять более гуманные и эффективные методы политики», — говорит философ.
Однако такую точку зрения разделяет меньшинство.
Мнение большинства выражает другой нейробиолог Питер Це. Идентичные стимулы на входе вызывают неидентичный реакции и не определяют конкретные результаты. Даже если диапазон результатов и ограничен, но на человека воздействует столько много переменных, что это не позволяет думать о поведении как нечто предопределенном.
Философы говорят, что если люди хотят жить в справедливом мире, они должны верить в то, что по своей воле они могут преодолеть генетические и экологические ограничения.
Сам ученый видит опасность в том, что ели люди уверуют, что их жизнь предопределена, они перестанут делать что-либо вообще, хотя считает, что это знание более гуманно.
Мы — машины, умеющие самообучаться и испытывать эмоции по этому поводу, утверждает Запольски. Но есть одна проблема — вера в людей в хорошее. Логически это неоправданно, но именно это приносит им счастье.