Все усилия государства отучить своих граждан от привычных и, главное, высококачественных товаров, к которым они привыкли за последние 30 с лишним лет, пока что не имеют успеха. Очередным свидетельством тому являются саркастичные комментарии, которыми сопровождают социальные сети сегодняшняя рекомендация, данная Минпромторгом чиновникам — закупать для своих нужд автомобили Lada, Aurus, УАЗ, «Москвич», Evolute и Haval.
Сетевой аналитик Анатолий Несмиян назвал эту инициативу «хорошей» и объяснил, почему: Аурус — только членам профсоюза министрам и вице-премьерам. На Хавале — серьезные люди уровня руководителей департаментов и губернаторов. На всяких Москвичах — чиновная мелюзга. На УАЗах — руководители муниципального уровня. Идея о цветовой дифференциации штанов начинает воплощаться в жизнь. Пацаки, чатлане, цак в нос — Данелия явно о чем-то знал».
Нельзя не отметить, что на самом деле, все без исключения чиновники с большим удовольствием сели бы в любимые BMW. Об этом свидетельствуют результаты очередного ежегодного исследования, которое лихо комментирует канал «Постмаркетинг Daily»:
«Кто у нас здесь? Любимые бренды россиян 2023 от Online Market Intelligence (OMI).
Впервые в топе: «Яндекс» (как можно любить «Яндекс»?), «Сбер» (тоже — так себе объект симпатии) и «Озон».
Сюрприз! В топ влетел BMW.
Ждём Москвич в новом сезоне!»
А до этого, канал опубликовал другое, не менее показательное и печальное исследование — любимых (ушедших) брендов россиян, согласно статистике запросов «Авито». Оно отлично демонстрирует настоящее положение вещей в импортозамещении брендов.
«Ничего не удивляет, отражение этой популярности мы видим на улицах…» — пишут журналисты.
Однако, все не так просто. По всей видимости, россияне уже привыкли к двойной морали: говорить одно, а думать другое, или попросту лукавить. Об этом свидетельствуют результаты исследования потребительских настроений россиян, которое провело Национальное рейтинговое агентство РФ (НРА). В нем все оказалось перевернутым с ног на голову, поскольку утверждается, что наши граждане как раз очень лояльны к своим, отечественным маркам товаров.
Оказалось вдруг, что потребители и любят, и покупают отечественные товары (правда, других-то нет!).
— что у 73% россиян есть любимые российские бренды;
— что большинство потребителей (70%) целенаправленно покупают отечественные товары;
— что привлекательная цена — ключевой фактор для покупки отечественных
товаров для 38% россиян. Вторым важным мотивом является желание поддержать отечественного производителя (34%).
Эксперты агентства уверены, что становление нового потребительского рынка продолжается. Потребители находят новые для себя бренды и становятся их лояльными потребителями. За последний год 45% жителей мегаполисов «открыли» новые для себя бренды и стали их постоянными покупателями. В большей степени такое поведение характерно для потребителей с доходами выше среднего и семей с детьми (по 50%).
Интенсивнее всего этот процесс характерен для товарной категории «продукты питания» (71%). Потребители открыты к разным источникам информации о новых брендах Самый успешный на данный момент способ — знакомство с брендом на месте продаж (69%). Потребители также признают в качестве важных источников информации о новых марках «сарафанное радио» (29%) и ТВ-рекламу (25%).
Мнение потребителей об отечественных производителях за последний год существенно улучшилось. Почти каждый второй (49%) житель мегаполиса за последний год улучшил свое мнение об отечественных производителях. Важнейший фактор этих изменений — положительный опыт потребления отечественных товаров. Потребители отмечают, что «открыли» для себя высокое качество отечественных товаров, широкий ассортимент и доступные цены. 89% жителей мегаполисов доверяют отечественным брендам.
Можно условно выделить три группы предпочтений.
Группа 1 — товарные категории, по которым россияне предпочитают потреблять отечественную продукцию. Самый яркий пример — «продукты питания» (65%). Также выбор в пользу отечественного производителя чаще делается в категориях «бытовая химия» (44%), «медицинские товары и услуги» (41%), «цветы и подарки» (40%).
Группа 2 — это товары и услуги, где потребитель более склонен выбирать зарубежного производителя. Это всё, связанное с автомобилем и бытовой техникой.
Группа 3 — прочие товары и услуги. По ним у потребителей нет выраженного консенсуса: для многих россиян производитель неважен, а предпочтения остальных существенно расходятся».
Впрочем, эксперты «Постмаркетинг Daily» замечают по этому поводу: «Презентовали, что замечательно, люди в костюмах „Большевичка“, в часах „Слава“, приехавшие на мероприятия в новеньких „Москвичах“…»
Лучше и не скажешь.