Posted 19 октября 2023, 09:43
Published 19 октября 2023, 09:43
Modified 19 октября 2023, 09:45
Updated 19 октября 2023, 09:45
Один из главных союзников России Казахстан теперь на деле, а не на словах присоединился к антироссийским санкциям, перестав поставлять в нашу страну 106 наименований товаров. Об этом заявил вице-министр торговли и интеграции Казахстана Кайрат Торебаев: «Это 106 различных продуктов. Мы полностью ограничили их экспорт. Это товары военного назначения. Например, дроны, внутренние детали, специализированная электроника, чипы и аналогичная продукция».
Как известно, еще 28 сентября президент этой страны Касым-Жомарт Токаев во время своего визита в Германию объявил канцлеру Олафу Шольцу, что Казахстан будет следовать санкционному режиму, установленному Западом в отношении России.
Таким образом, Казахстан продолжает дрейф в сторону от России. Не так давно, Токаев своим заявлением почти не оставил выбора для всех граждан своей страны в том, что они должны учить именно казахский, а не русский язык: «Принимаемые меры по продвижению русского языка на пространстве СНГ и в более широком международном масштабе вовсе не исключают тенденцию усиления национальной идентичности наших стран. Казахстан будет продолжать политику усиления статуса государственного казахского языка»
Кроме того, Токаев сообщил, что в перспективе Казахстан могла бы увеличить в пять раз транзитные перевозки через свою страну по Транскаспийскому маршруту, минуя Россию. Для этого, по его словам, всего лишь нужно объединить усилия с Китаем, Азербайджаном, Грузией и Турцией.
Между тем известный американский аналитик Пол Гобл в своем материале в издании Eurasia Review, который цитирует канал BRIEFLY, отмечает ухудшение отношений между Россией и Казахстаном именно после 2014 года, когда все больше казахстанцев стали выражать опасения, что их страна может стать следующим объектом российской агрессии:
«Этот страх основан на убеждении, что в случае вторжения Россия воспользуется сепаратистскими настроениями внутри Казахстана. Хотя летом прошлого года подобную обеспокоенность выразили лишь 15% опрошенных казахов, все больше комментаторов признают растущий потенциал сепаратизма на основе различных групп внутри страны».
Аналитик отмечает, что в Казахстане существует три потенциальные основы для сепаратизма: «этнические русские на севере страны, неказахские меньшинства и подгруппы внутри казахской нации, такие как племенные и региональные идентичности. Доля этнических русских в Казахстане сократилась примерно до 15%, но все еще может стать источником сепаратистского движения из-за растущего чувства маргинализации».
Поведение титульного населения Казахстана, например, насаждение казахского языка и культурных обычаев, способствовало возникновению напряженности. Казахстан занимает жесткую позицию в отношении любых проявлений российского сепаратизма, криминализируя владение российскими паспортами и стремится к единой казахской идентичности.
Однако такой подход имеет свои недостатки, так как он ставит под сомнение традиционную этническую принадлежность и усиливает недовольство среди этнических русских и некоторых этнических казахов. Несмотря на борьбу с сепаратистской деятельностью, Казахстан по-прежнему сталкивается с проблемами со стороны нерусских меньшинств, стремящихся к этнической самоопределенности или независимости из-за ощущаемой дискриминации и неравномерного распределения национального богатства.
Кроме того, по мнению аналитика, «сепаратистские вызовы исходят и изнутри казахской нации на основе региональной, религиозной или племенной идентичности. Экономические и религиозные протесты в западных регионах Казахстана лежат в основе сепаратистских настроений. Другим значительным источником потенциальных разногласий являются традиционные племенные конфедерации „жузы“, которые приобретают все большее значение по мере роста казахского большинства населения. Этими разногласиями могут воспользоваться внешние силы, в том числе Россия».