Posted 17 сентября 2023, 10:33

Published 17 сентября 2023, 10:33

Modified 17 сентября 2023, 10:35

Updated 17 сентября 2023, 10:35

Спасибо санкциям! Почему Иран так силен своими боевыми дронами

17 сентября 2023, 10:33
Сюжет
Авиация
Западные санкции, введенные против этой страны, не позволили ей создать современную боевую авиацию, зато она стала лидером в авиации беспилотной.

Иранские беспилотники «Шахед» (российский вариант названия — «Герань»), стали, наверное, самым неожиданным для многих видом вооружений, который использует российская армия в СВО в Украине. Мало кто ожидал, что это оружие станет настолько действенным и популярным. Причем настолько, что британские военные аналитики уверены, что в самой России уже заработал завод, построенный с помощью Ирана для производства дронов-камикадзе «Шахед», о чем сообщали не так давно «Новые Известия».

В докладе, опубликованном британской исследовательской группой Conflict Armament Research, утверждается, что Россия уже не только изготавливает собственную версию иранских «Шахедов», но и начала их боевое применение в Украине. Во всяком случае, своим внешним видом они весьма напоминают «Шахеды», но при этом содержат российские комплектующие.

Журналистов безмерно удивляет тот факт, что Иран, который много лет подряд находится под жесткими западными санкциями, отлученный от всех передовых технологий, и вдруг производит вполне себе современное оружие, которой с удовольствием использует даже Россия!

И в то же время, Иран катастрофически отстает в авиационной отрасли. Причем настолько, вынужден, вероятно, в обмен на свои дроны, привозить российские военные учебно-тренировочные самолеты Як-130. «Новые Известия» уже писали о том, что эти самолеты уже поступили на вооружение иранской армии для обучения пилотов управлению истребителями нового поколения. Которых у Ирана, судя по всему, пока нет, и если и появятся, то будут в отличие от дронов, чужого, скорее всего российского производства.

Напомним, кстати, что Як-130 разработан ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi. Эти самолеты производятся на заводе в Иркутске и поставляются на экспорт.

Так почему же Иран успешно производит собственные БПЛА, но самолеты производить не может. Этот парадокс разъясняет в своем канале израильский военный аналитик Игаль Левин:

«Авиационная компонента современного Ирана — яркий показатель работы санкций. Тегеран 40 лет предпринимал немало усилий, чтобы обновить свой авиамузей. Пытались создать свои самолеты с нуля, пытались реверс инжинирингом, пытались купить, пытались даже перепрыгнуть этапы и создать сразу с нуля истребитель пятого поколения и т. д. Все эти попытки не увенчались успехом. Почему? Потому что санкции. Несмотря на то, что Иран научился их обходить, обойти на 100% их невозможно, а авиация это сложнейшая и дорогущая компонента требующая усилий и вложений десятков, а иногда и сотен стран. Вон, Эрдоган не просто так у США просит новые F-16 разблокировать.

Поэтому основной авиапарк режима аятолл это по-прежнему старенькие F-14 Tomcat, F-4 Phantom II, Northrop F-5, а также захваченные у Ирака МиГ-29, Су-24 и Су-22. Ну и по мелочи там еще всего понемногу, вплоть до МиГ-21. Многим машинам буквально уже 65 лет. Но главное другое — авионика. Она, как правило, осталась на уровне 70-х и 80-х годов.

Иранцы, понимая невозможность создать адекватные времени ВВС, сконцентрировали свое внимание на развитии БПЛА, что требует несравнимо меньше ресурсов и возможностей, особенно с акцентом на реверс инжиниринг. Тегеран стал мастером по разборке захваченных американских, израильских и других беспилотников, и их воспроизводства у себя. Часто упрощая и адаптируя конструкции. Санкции не могут остановить производство беспилотников, так как часто это технологии 80-х или 90-х годов и их легко можно достать как на черном рынке, так и у стран вроде КНДР или других, которым плевать на то, что ваша страна подсанкционная».

Кроме того, аналитик напоминает, что именно иранский БПЛА Mohajer-1 оснащенный шестью выстрелами из-под РПГ-7 считается вообще первым в мире ударным дроном, примененным в реальных боевых действиях. Впервые поднялся в воздух еще в 1985 году, когда о беспилотниках (и мирных, и военных) в мире мало кто знал. Во время Ирано-иракской войны совершил чуть более 600 вылетов, правда, преимущественно в качестве разведчика (на фото можно видеть иракские позиции, снятые с помощью Mohajer-1).

Подпишитесь