А дальше — реже есть: обнищавшие россияне потянулись в дешевые супермаркеты

А дальше — реже есть: обнищавшие россияне потянулись в дешевые супермаркеты

17 октября 2023, 18:17
Продажи в дискаунтерах — магазинах с низкими ценами, за последний год выросли почти на 20%. В среднем каждый человек в такие магазины ходит по 3-4 раза в месяц. Почти две трети россиян говорят, что вынуждены экономить на продуктах, а 16% — уже и вовсе реже есть.

Нищета вгоняет в дискаунтеры

Чистая выручка X5 Group за 9 месяцев 2023 года увеличилась на 19,1% и достигла 2,26 трлн рублей (против 1,9 трлн рублей в аналогичном периоде 2022 года), следует из отчетности компании, озвученной 17 октября. Выручка только торговой сети «Пятёрочка» составила +14,2%. Но самые невероятные результаты показал «Чижик». Чистая офлайн розничная выручка дискаунтера за 9 месяцев года повысилась в разы. В третьем квартале россияне оставили на кассах «Чижика» 31,4 млрд рулей. А количество покупателей выросло в 3 раза.

О том, что продажи хард-дискаунтеров растут опережающими темпами, недавно на отраслевой конференции заявлял и директор по развитию ритейл-сервисов NielsenIQ Роман Фомин.

Он отметил, что в тройку самых популярных магазинов у россиян вошли Fix Price, «Пятерочка» и «Светофор». Причем последний показал наибольший прирост потребителей за год, сообщает retail.ru.

Магазины низких цен россияне посещают в среднем 3-4 раза в месяц. Почти треть ходит в хард-дискаунтеры раз в неделю, а каждый пятый хотя бы раз в месяц, но обязательно зайдет за покупками в такой магазин.

Как часто россияне совершают покупки в дешевых магазинах?
1MI

Более половины россиян (61%) ходят в такие магазины, чтобы сэкономить. Еще 41% заявили, что ищут товары по скидкам. Более трети респондентов (37%) говорят, что вынуждены покупать только самое необходимое. Каждый четвертый, выбирая товар на полке, купит тот, что подешевле. А 16% россиян заявили, что и вовсе вынуждены реже покупать продукты питания.

1MI

Цена либо качество

Проблема дешевых супермаркетов — в качестве представленной на полках еде. Производители, которые под давлением торговых сетей вынуждены снижать отпускные цены, удешевляют технологию, используя менее дорогие ингредиенты. Особенно это касается производимой для торговых сетей продукции под их собственными торговыми марками (СТМ).

Вот, что о такой продукции думает председатель общественной организации потребителей «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий:

«Частная марка — это компромисс между ценой и качеством. Торговая сеть говорит производителю: „Вот хочешь я тебя запущу на свои полки под частной маркой? Тебе будут гарантированы продажи, но при этом ты должен опустить входную цену до такого минимума, чтобы мне это было интересно“. То есть условия работы — это минимальная входная цена для торговой сети. А как производителю понизить цену, за счет чего? Вот они и начинают заменять одно сырье другим, сокращать по рецептуре долю натурального сырья, заменяют его не предусмотренными нормативными документами добавками — таким образом, чтобы вписаться в ту цену, которую требует от них торговая сеть».

Он отметил, что чаще всего производители фальсифицируют сливочное масло, сметану, творог, молоко, мясные консервы и колбасы.

Зампред правления Ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов также отмечает, что предложения СТМ по цене зачастую предлагаются настолько дешевые, что по ГОСТу соответствующий продукт выпустить невозможно.

«И при условии, что за производство фальсифицированного продукта ответственность по закону несет производитель, да еще и по договору сеть имеет право выставить штраф при выявлении отклонений по качеству продукта поставщику, то на низкую цену розничная торговля закрывает глаза», — говорит Дмитрий Леонов.

Во всем виноват курс

Ранее проведенный исследовательской компанией NielsenIQ опрос показал, что жители крупных городов, как правило, осознают взаимосвязь падающего курса рубля с ростом инфляции в стране. Жители оценивают текущий курс доллара, как «очень высокий». Его рост сказывается и на ценах на продукты питания внутри страны.

По данным Росстата, цены на продукты в России с начала года в среднем выросли на 4,6%. Отдельные продукты подорожали настолько стремительно, что даже официальная статистика заметила этот рост. Например, мясо кур, которое с декабря прошлого года стало дороже на 24%, или сахар, который подорожал на 18%. В сентябре ведомство зафиксировало существенный рост цен на яйца. В трети регионов они подорожали сразу на 30%. И это за месяц. Помидоры за месяц выросли в цене на 21%, бананы — на 19%, огурцы — на 13%, апельсины — на 12%.

Официальная статистика, тем временем, «рисует» среднюю зарплату россиян, приближающейся к 80 тысячам рублей. Однако на деле подавляющее большинство жителей страны не видят этих денег. Доход каждого пятого жителя страны не превышает 19 тысяч рублей. Каждый восьмой зарабатывает в месяц менее 14 тысяч.

Росстат фиксирует номинальный рост доходов россиян за последние 20 лет. На деле же растущий курс доллара нивелировал этот рост, а фактически сделал его отрицательным. Доходы россиян в долларах с 2014 года сократились с 992 долларов до 795 долларов в 2023 году. За этот период инфляция в стране составила 92,08%.

#Качество продуктов #Общество #Цены #Качество продуктов питания #Продукция #Подорожание продуктов #Продукты #Дешевые продукты #Продукты питания #Просроченные продукты #Россияне #Доллар США #Россия #Еда #Рост цен #Цены на продукты #Дорогие продукты #Доллары #Продуктовые карточки #Росстат #Рыбная продукция #Молочная продукция #Доллар #Органические продукты
Подпишитесь