«Равенство» проанализировало 5,8 тысяч деклараций о доходах чиновников за 2021 год. В декларациях представители власти указали 6538 машин в личной собственности или у супруга. Вот только большинство из них — импортного производства. Российских машин у чиновников оказалось лишь 438.
Автомобили японского автоконцерна Toyota — самые популярные. Эти машины водят 13,2% слуг закона. Причем предпочтительнее Toyota Land Cruiser. Эта машина есть у 262 представителей власти.
Toyota Rav4 — на втором месте. Ее водят 183 чиновника. В тройке самых популярных машин также немецкие Mercedes и японские Nissan.
Среди отечественных машин популярными марками являются ВАЗ (235 ед.), ГАЗ (88 ед.) и УАЗ (65 ед.). А среди моделей отечественных производителей — внедорожник УАЗ Патриот и «шестерка» ВАЗ-2106. Они есть у 20 и 18 представителей власти, соответственно. Третьей по популярности машиной отечественного производства стала «Волга».
Ранее российский президент Владимир Путин призвал чиновников пересесть на отечественные машины. По словам главы государства, если это произойдет, то и качество машин улучшится. С чиновниками ничего не случится, если их служебные машины будут «поскромнее», считает президент.
Политический аналитик Дмитрий Михайличенко уверен, что с точки зрения экономики предлагаемая мера исключительно протекционистская.
«Для чиновников — это явно ожидаемая, но вряд ли приятная новость. (…) Чиновникам фактически уже запретили демонстрировать свой достаток в соцсетях, под неформальный запрет попадает и отдых за границей, теперь вот и в служебных авто нужно проявлять патриотизм. Как это было у советской номенклатуры, которая ездила на черных „Волгах“, а чиновники рангом повыше, имели „ЗИЛы-117“, „Чайки“, а чуть ранее „Победы“, — пишет он.
Первым таким автомобилем для чиновников может стать, в частности, запущенный в серийное производство «Москвич 6». Собранный из китайских комплектующих по образу и подобию китайского аналога, российский «Москвич 6» оказался почти в два раза дороже.
Пока в сети спорят, заведется ли эта машина с первого раза, и каких проблем еще ожидать при ее эксплуатации, чиновники торопятся увеличить расходы на закупку иномарок. По итогам первого полугодия 2023-го чиновники удвоили расходы на автомобили иностранного производства, потратив на это 464 миллиона рублей. Количество купленных машин также возросло.
О том, как изменились предпочтения и личный автопарк у российских чиновников в 2022 году, россияне не узнают.
Властьимущим законодательно разрешили не публиковать декларации о доходах.
Профессор, доктор политических наук Владимир Слатинов назвал ожидаемым решение скрыть от россиян доходы депутатов Госдумы и сенаторов. Кричащая разница между средними зарплатами россиян и официальными доходами политической элиты сильно бросается в глаза, что вызывает особое раздражение во время СВО.
«И дело здесь не только в том, что открытыми данными могут воспользоваться какие-то враги, сколько в явном диссонансе между умножающимися призывами к населению по поводу его жертвенности и самоотдачи и цифрами, символизирующими, мягко говоря, радикальную разницу в доходах граждан с официальными заработками верхушки госуправления и политической элиты. Последнее обстоятельство и в мирный период вызывало приличное раздражение. А теперь просто режет глаза. Так что лучше его убрать с этих глаз долой!», — оценил ранее нововведение Слатинов.
Ранее законодательство обязывало ежегодно размещать декларации о доходах до 1 апреля. В этом году доступ к таким данным будет уже закрыт.
Напомним, спикер Госдумы Вячеслав Володин в 2021 задекларировал доход в сумме 65 млн рублей (годом ранее еще — 84 млн рублей). Согласно декларациям за 2021 год, которые были опубликованы в апреле 2022 года, самым богатым сенатором стал представитель Камчатки Валерий Пономарев — 4,2 млрд рублей. Из депутатов Госдумы богатейший член фракции КПРФ Владимир Блоцкий — 3,5 млрд рублей.