Posted 7 августа 2023,, 11:59

Published 7 августа 2023,, 11:59

Modified 7 августа 2023,, 12:01

Updated 7 августа 2023,, 12:01

Скромное обаяние бюрократа: как чиновники будут пересаживаться на российские машины

Скромное обаяние бюрократа: как чиновники будут пересаживаться на российские машины

7 августа 2023, 11:59
Фото: 1MI
По мнению экспертов, российские чиновники найдут вполне легальные способы обойти запрет на использование зарубежных автомобилей из недружественных стран.

Российский авторынок на подъеме, констатируют эксперты. К примеру, рынок грузовых автомобилей на низкой базе прошлого периода в июле 2023 года показал почти двукратный рост. Лидирует здесь традиционно KAMAZ, которому принадлежит пятая часть от общего объема, — сообщает канал «Куда катимся».

Кроме того, за июль нынешнего года в России было реализовано 6 916 новых легких коммерческих автомобилей (LCV), что на 45% больше, чем в июле 2022-го. Лидером в этом сегменте остается отечественный GAZ, ему принадлежат 63% от общего объема продаж. Дорожают и сами автопокупки. За 6 месяцев 2023 года россияне заплатили за новые легковые автомобили 1 трлн 080 млрд рублей, что на 28% выше аналогичного показателя первого полугодия 2022 года. Легковые машины с пробегом за этот же период обошлись россиянам в 2 трлн 679 млрд рублей — на 44% больше, чем в полугодии 2022-го. Всего же на покупку автомобилей жители страны потратили 3 трлн 759 млрд рублей.

Стоит ли говорить, что подавляющее большинство новых автомобилей — либо китайского производства, даже если они носят названия российских брендов, как, например, «Москвич».

Бюрократы будут покорно демонстрировать свой патриотизм

Эксперты почти не сомневаются в том, что анонсированное Госдумой возвращение автомашин под автобрендом «Волга», будет таким же: китайская модель с шильдиком российской марки. Недаром спикер Госдумы Володин на недавней встрече с Путиным озвучил конкретные марки автомобилей, которые нижняя палата собирается продвигать в качестве своих будущих средств передвижения: «Волга», «Жигули» и «Москвич». Они по мнению чиновника уходят корнями в далекую советскую эпоху и отвечают традиционным ценностям. Скорее всего, именно псевдо-«Волга» и станет базовой для российских чиновников, которых Путин обязал пересесть на отечественные автомобили.

Политический аналитик Дмитрий Михайличенко уверен, что с этого заявления началась президентская кампания в публичной ее фазе:

«С точки зрения экономики мера протекционистская, однако на этот раз она касается в основном чиновников, а не простых россиян. Хотя и обычных людей тоже, ведь таксопарки тоже планируется постепенно пересаживать на отечественные авто.

Для чиновников — это явно ожидаемая, но вряд ли приятная новость. (…)

Чиновникам фактически уже запретили демонстрировать свой достаток в соцсетях, под неформальный запрет попадает и отдых за границей, теперь вот и в служебных авто нужно проявлять патриотизм. Как это было у советской номенклатуры, которая ездила на черных «Волгах», а чиновники рангом повыше, имели «ЗИЛы-117», «Чайки», а чуть ранее «Победы».

А в целом же отчетливо фиксируется тренд не только на внешнюю скромность бюрократии, но и одинаковость ее внешнего вида. Советская номенклатура, как известно, еще и носила однообразную, серо-черную одежду и в целом выглядела примерно одинаково. Да и современная уже давно практикует варианты с заклеиванием на своих пуховиках лейблов брендов недружеских стран. Условную спецодежду для чиновников власти в некоторых регионах тоже давно практикует, хотя пока не централизованно».

А не пересадить ли чиновников на мотоциклы?

Аналитик канала «Мастер пера» в своем комментарии специально для канала «Что делать?», впрочем, уверен, что чиновники всеми силами будут сопротивляться этой инициативе, придумывая различные поводы. На словах-то они отвечают дружным согласием и поддержкой, но на деле выполнять такое решение не торопятся, либо находят такие варианты, которые формально позволяют соответствовать тренду и в то же время не изменять привычкам:

«Так, калининградский губернатор Алиханов заявил, что ездит хоть и на иномарке, но отечественной сборки. Конечно, в существующих обстоятельствах важна не сборка, а название. Страна с замиранием сердца ждет, когда руководство на местах и в столице пересядет на такие автомобили, названия которых звучали бы по-русски и были бы понятны и хорошо знакомы каждому жителю РФ.

Ясно, что возврата к тем моделям отечественных автомобилей, которые были раньше, сегодня в полном смысле уже нет. Суверенность АвтоВАЗа за прошедшие десятилетия оказалась подорвана интегрированием в мировой автопром, столичный завод АЗЛК также давно потерял былое лицо и специализируется на сборке то одних, то других иностранных моделей. Горьковский автозавод вроде бы и собирается возобновить производство автомобиля «Волга», но это уже будет совсем не та машина, которую угонял Юрий Деточкин в старом кинофильме «Берегись автомобиля», а копия зарубежной модели.

С какого боку к проблеме не подойди, а окажется, что законодателем мод в автомобильной промышленности является враждебный России Запад. Наводнившие сегодня российский внутренний рынок китайские автомобили во многом скопированы с западных моделей. Даже в советское время знаменитые «Жигули» и те вышли из шинели итальянского «Фиата». Как сборку иномарок в России ни локализуй, а суверенности и самобытности в собранном продукте оказывается маловато. Если разобраться, то буквально выполнить верховное распоряжение с пересадкой на отечественные авто чиновникам выполнить невозможно, потому что пересаживаться не на что. Отечественный автопром еще не совершил прорыв и не создал по-настоящему своих моделей, которые можно было бы назвать полностью и от винтика до винтика российскими. Пересесть нынче возможно лишь с автомобилей западного уклона на автомобили с китайской родословной, но вряд ли задача заключается в том, чтобы и в этом вопросе резко развернуться на восток. Такой разворот с масштабной заменой чиновничьего автопарка приведет лишь к дополнительным расходам бюджета.

К тому же, наученное выкручиваться чиновничество наверняка найдет способы наладить двойные закупки автомобилей для отчета наверх и для обеспечения привычного комфорта и престижа. Конечно, можно обязать чиновников покупать новые «Москвичи» из китайских машинокомплектов, но бюрократия быстро наловчиться делать это в нагрузку к закупкам привычных «Мерседесов», поступающих в страну по параллельному импорту.

Другое дело пересадить чиновников и руководящий люд вообще с автомобилей, например, на мотоциклы, что позволило бы ответственным работникам маневрировать в уличных пробках и при этом не перекрывать движение, как это зачастую делается сейчас. В конце концов, целью является такое обустройство России, при котором власть была бы мобильна и не вызывала зависти и раздражения в народе. А на заднем сиденье каких мотоциклов при этом водители возили бы своих начальников, уже и не так принципиально».

"