Анна Скудаева
Активисты межрегионального профессионального союза работников образования (МПРО) «Учитель» обнародовали удручающие данные о плачевном финансовом положении педагогов в стране.
По их подсчетам, сегодня в подавляющем большинстве регионов России школьные учителя, несмотря на заверения чиновников, так и не получили ни повышения своего статуса, ни достойной оплаты труда, ни снижения числа бессмысленных отчетов.
Профсоюзные лидеры отмечают, что из-за внедрения новых федеральных инициатив рабочая нагрузка учителей в этом году существенно выросла.
Педагогам приходится заниматься профориентацией, работать с платформой «Сферум», подчас не имея ни компьютеров, ни качественного интернета.
Школьных учителей обязывают использовать конструктор для составления учебных программ в условиях, когда необходимые для него новые учебники в школы не поступили.
Количество нововведений, касающихся вопросов безопасности, «развития патриотизма» и всевозможных внеурочных активностей выросло, как снежный ком. Массив воспитательных мероприятий увеличился настолько, что начал отнимать у учителей до трети всего рабочего времени.
Это, считают педагоги, стало настолько критичным, что ставит под вопрос успешность освоения обязательной образовательной программы.
Но самым горьким вопросом остается проблема оплаты труда.
Сравнив установленные правительствами регионов на октябрь текущего года оклады учителей* с утвержденным 1 января 2024 года уровнем МРОТ в размере 19 242 рубля, представители профсоюзной организации пришли к плачевным выводам.
Как следует из данных мониторинга, в 40% регионов страны оклады учителей составляют менее половины МРОТ (от 3420 до 9580 рублей). Еще в 39% регионов учителям предлагают оклады от 50 до 75% МРОТ (от 9668 до 14091 рублей). На жалованье от 75 до 100% МРОТ (от 14449 до 16157 рублей) могут претендовать педагоги в 9% регионов. И лишь в трех субъектах — Ямало-Ненецком АО, Магаданской области и Приморском крае — оклады учителей выше установленного с января минимального размера оплаты труда.
«Рекордсменами по скупости» являются Карачаево-Черкесская Республика, Еврейская АО, Вологодская область и Республика Алтай, где оклады учителей до сих пор менее пяти тысяч рублей», — говорится в материалах исследования.
Почти повсеместно чиновники парадно рапортуют о «росте зарплат» учителей в рамках выполнения «майских указов» президента. Но на деле существенного улучшения своего положения педагоги не чувствуют.
Даже там, где в текущем году оклады учителям повысили, рост оказался мизерным, до 10-13 тысяч рублей. Труд педагога катастрофически недооценен, полагают представители отрасли.
«Чтобы выжить, учителя работают на 1,5-2 ставки, набирают дополнительную работу в школе, занимаются репетиторством», — возмущаются в профсоюзе.
Данные о регионах, где самые нищенские учительские зарплаты, совпадают со статистикой, которую ранее проанализировали «Новые Известия».
«НИ» сообщали, что данным Росстата, под конец прошлого учебного года средняя зарплата учителей в России составила 51,7 тыс рублей (84,4 тыс руб для учреждений федеральной формы собственности, 76,7 тыс руб региональной и 45,5 тыс руб муниципальной).
Разбивка по федеральным округам и внутри округов крайне неоднородная. Так, средняя зарплата в ЦФО варьируется от 107,3 тыс рублей (Москва) до 32,1 тыс рублей (Тамбовская область). Юго-Запад — от 73 тыс рублей (Санкт-Петербург) до 32,8 тыс рублей (Псковская область).
В Южном ФО самый большие зарплаты у педагогов в Севастополе (43,3 тыс рублей), а в Адыгее и Калмыкии учителя, судя по данным Росстата, в среднем работают за 34 тыс рублей в месяц.
В регионах Северного Кавказа уровень зарплат еще ниже: от 35 тыс рублей (Ставропольский край) до 25,2 тыс рублей (Ингушетия). Приволжский округ также можно отнести к «низкобюджетным», там самый высокие зарплаты в Татарстане (45,4 тыс рублей), а «минималка» в Пензенской области (33,4 тыс рублей).
В Сибири за учительский труд можно рассчитывать на доход от 60 тыс рублей (Красноярский край) до 37 тыс рублей (Омская область). Как всегда разношерстная картина складывается в Уральском федеральном округе, где газоносный Ямал с зарплатами 120 тыс рублей и нищая Курганская область с «квитками» для учителей на уровне 35 тыс рублей. На Дальнем Востоке самые скромные доходы у педагогов в Забайкальском крае (38,3 тыс рублей) и ЕАО (47,5 тыс рублей). Это на фоне зарплат в Чукотском АО (136,9 тыс рублей) и на Сахалине (106 тыс рублей).
Неудивительно, что согласно результатам опросов, проведенных накануне 1 сентября 2023 года, 71% российских преподавателей не захотели возвращаться на работу в новом учебном году, поскольку они не удовлетворены текущими условиями труда.
«Я проработала в школе учителем истории 17 лет. В этом году уволилась. Я люблю детей, учеников, любила свою профессию, но выживать на нищенскую зарплату, даже с учетом полутора ставок и репетиторства, стало совершенно невозможно. Надоели бесконечные отчеты, доклады, нервотрепка. Но это бы еще полбеды. В этом году у меня тяжело заболела мама. Понадобился уход, лекарства, платные обследования. Не говорите мне про „бесплатную медицину“, ее нет. Я поняла, что, продолжая работать в школе, даже при всех моих подработках я никогда не смогу оплатить все счета. Во время летних каникул я кардинально сменила сферу деятельности. Взяла серьезную подработку. Сначала думала — временно, только на лето. Но потом втянулась, а разница в окладе оказалась очень существенной. Уже в начале августа я приняла решение, что 1 сентября выходить в школу не буду. Написала заявление об уходе. Руководство пыталось уговорить остаться: кадров катастрофически не хватает. Но я решила, что больше не хочу работать „из жалости“ там, где человеческий труд не ценят. Если государство действительно дорожит сферой образования и будущим страны, оно должно повернуться к учителю лицом», — рассказала в беседе с «НИ» историю своего недавнего увольнения из школы ярославский педагог Юлия Макарова.
По мнению профсоюзных лидеров, вывести учителей из нищеты может только кардинальное изменение государственного подхода к системе оплаты труда педагогических кадров.
Чтобы учитель не надрывался на двух-трех работах и не мыл по ночам подъезды в домах, чтобы выжить, необходимо «кардинальное изменение системы оплаты труда педагогических работников», считают в профсоюзе.
Представители отрасли требуют, чтобы оклад учителя был установлен в размере не менее двух региональных МРОТ, при этом базовая часть зарплаты педагога должна составлять не менее 90% его ежемесячного дохода. Соответствующее предложение профсоюз «Учитель» направил в Правительство РФ и Госдуму.
Профсоюз «Учитель» входит в Конфедерацию труда России — крупнейшее в стране объединение независимых профсоюзов, помимо ФНПР. По состоянию на 30 августа 2023 года в МПРО «Учитель» входит 54 первичных организации из 23 регионов РФ (Приморский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский края; Москва; Санкт-Петербург; Вологодская, Курганская, Курская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Свердловская, Тамбовская, Ярославская области, ХМАО; Республики Бурятия, Коми, Марий Эл и Удмуртская республика).
Ранее сообщалось, что в начале сентября с тревожным заявлением выступил профсоюз медработников. По данным отраслевого мониторинга, оклады врачей, несмотря на заверения чиновников о «неизменной поддержке медработников», не увеличились, а сократились. Более чем в половине регионов России зарплаты врачей так и не достигли целевых показателей «майских указов» президента, обнародованных более 10 лет назад.
*Данные собирались для учителей с высшим образованием (4-я квалификационная группа), но без стажа и категории.