Анна Скудаева
Ажиотажный спрос на таблетки для проведения медикаментозных абортов в РФ возник на фоне предложений Минздрава запретить их свободную продажу.
По данным компании DSM Group, которая ведет аудит аптечных сетей и специализируется на анализе фармацевтического рынка России, в феврале продажи таблеток для прерывания беременности в стране составляли 236 тысяч упаковок. К августу объемы их продаж выросли до 261,5 тысячи, а общее количество упаковок, проданных с января по конец августа, достигло 1,9 млн.
После того как в июле Минздрав открыто выступил за ограничение продаж препаратов для медикаментозного аборта и ужесточение контроля за ними в аптеках и клиниках, пациентки «ответили рублем»: они ринулись в аптеки скупать препараты впрок — на случай, если продажи действительно запретят.
Как прокомментировал ситуацию «Новым Известиям» глава DSM Group Сергей Шуляк, оба препарата для прерывания беременности, внесенные в ПКУ, производятся за рубежом.
«Понятно, что любой разговор о запрете продаж медицинских препаратов вызывает ажиотажный спрос. Мы видим, что продажи в розничной сети повысились. Пациенты кинулись скупать их впрок — аптеки стали больше их заказывать. Необходимо отметить, что любое производство медицинских препаратов — планируемое. Производители не планировали повышенный спрос. Сейчас пациенты все остаточки подметут, а производителям это будет на руку, поскольку они знают, что после введения прдметно-количественного учета спрос на препараты упадет в разы: люди не будут ходить по врачам, чтобы получить рецепт. Падение продаж будет очень существенным, в несколько раз. И сейчас производителям выгодно, чтобы покупатели выбрали все остатки. Дело в том, что у каждого препарата есть срок годности. Если пациенты препараты своевременно не скупают, все это потом придется списывать и утилизировать», — пояснил Сергей Шуляк.
По сравнению с данными 2022 года покупки используемых для медикаментозного аборта препаратов в июле 2023-го выросли почти на 20%.
В ходе опросов многие респонденты признались, что решили отложить рождение детей «до лучших времен» на фоне роста тревожности, вызванной последними событиями в стране.
Накануне стало известно, что Минздрав воплотил озвученную в июле угрозу в жизнь и издал приказ о внесении ряда препаратов в перечень предметно-количественного учета (ПКУ). Ранее подобному учету подлежали только наркотические и психотропные препараты. Отныне же для приобретения таблеток, известных в народе как «беби-капут», обязательно потребуется рецепт от врача.
Решение Минздрава о запрете свободной продажи препаратов для прерывания беременности оказалось непопулярным среди населения: последний опрос ВЦИОМа показал, что идею Минздрава одобряют лишь 35% респондентов, а не поддерживают — 55% россиян.
С опаской относятся к введению ограничений на легальные аборты и врачи-гинекологи. Они убеждены, что отказ от медикаментозных абортов и вычеркивание процедуры по прерыванию беременности из системы ОМС приведет к росту числа криминальных абортов. Это увеличит число осложнений, гинекологических заболеваний, случаев вторичного бесплодия, а также повысит риски заражения женщин инфекцией во время подпольных процедур.
Ранее сообщалось, что необходимость введения ограничений на легальные аборты в Минздраве объяснили борьбой за «улучшение демографической ситуации в стране».
Глава Минздрава Михаил Мурашко назвал «совершенно порочной практикой» стремление российских женщин сперва строить карьеру, а потом рожать детей. Министр упрекнул россиянок за поздние первые роды, которые, по его мнению, ведут к сокращению времени на рождение третьих и четвертых детей.
Грубое вмешательство чиновника в личную жизнь россиян разозлило многих граждан. Они жестко ответили министру на вопрос, «должна ли баба рожать или строить карьеру», и напомнили, что у самого Мурашко — не три и не пять, а только двое детей.
В марте Росстат обнародовал данные о репродуктивных планах населения. Исследование показало, что за пять лет в стране существенно сократилось число женщин, желающих стать многодетными матерями в условиях падения уровня жизни.
Между тем, в борьбе за рождаемость в стране власти выбрали не «пряник», кардинально повышающий благосостояние граждан, а метод кнута и репрессий. Так, в РПЦ призвали запретить аборты в частных клиниках и разрешить проводить их только с письменного согласия мужа.
Некоторые регионы, услышав мнение патриарха Кирилла, ринулись наперегонки выполнять церковные рекомендации, не дожидаясь решений федеральных законодателей. Они начали вводить запреты на аборты в частных клиниках и внедрять многотысячные штрафы за «склонение» женщин к абортам.
Между тем, данные Росстата свидетельствуют о том, что с 2018 по 2021 годы число абортов в России снизилось с 661 до 518 тысяч. Специалисты объяснили происходящее ростом образованности населения и улучшением доступа к методам контрацепции.
Большинство женщин, решившихся на аборт, объяснили такой шаг материальными трудностями. Демограф Алексей Ракша, комментируя ситуацию, рекомендовал властям бороться с абортами не запретами и штрафами, а кардинальным повышением размеров маткапитала и введением дополнительных льгот для семей с детьми. В беседе с «НИ» он заявил, что гораздо важнее установить БЕЗУСЛОВНЫЕ выплаты в миллион за второго и полтора миллиона рублей за третьего ребёнка. Это, по его мнению, действительно помогло бы рождаемости.