Запрет на экспорт нефтепродуктов должен был оказать предупреждающее воздействие не только на оптовый рынок внутри страны, но и на розницу. Оптовики отреагировали, как и ожидалось — цены стали падать. Розница не реагировала. Поскольку экономические меры в арсенал кабинета не входили, продолжили действовать административными. ФАС открыла дела на компании, торгующие в розницу на АЗС в разных регионах страны. Под раздачу попали «Осколнефтеснаб» в Белгородской области, «Газпромнефть-Региональные продажи» в Ростовской области, «Гудвилл-А» и «Реалграмм» в Ставропольском крае, «Ильский НПЗ им. А. А. Шамара» и «Славянск ЭКО».
«НИ» не раз сообщали о беспрецедентно высоких ценах на заправках Крыма. Автолюбители настолько отчаялись, что выбрали голосованием сеть заправок и начали их бойкот. Неудивительным образом, владеет сетью жена зампредседателя Крымской счетной палаты. Так же неудивительно, что ФАС не заметила дизель за 76 рублей за литр в Крыму и предпочла заняться заправками, более удаленными от властей.
Однако хаос в ценообразовании продолжился. Оптовые цены, которые сначала испугались Минэнерго, уже второй день подряд повышаются. Тонна Аи-92 на бирже стоит 58,3 тыс. рублей, Аи-95 — 60,9 тыс. рублей, дизеля — 63,8 тыс. рублей.
Уже начали ходить слухи, что затоваривание дизтопливом на складах Транснефти приобретают черты катастрофы. Куда девать запрещенный дизель? Хотели приспособить цистерны РЖД, пока подчиненные Александра Новака решат, что делать с соляркой, но лишних цистерн у РЖД не нашлось — самим надо, тем более, что дизтопливо — товар двойного назначения, нужный в зоне СВО. За то, что тем не будет хватать топлива, по голове погладят еще меньше, чем в ситуации с крестьянами и страдой. Некоторые предложили складировать солярку на танкерах, но тогда возникла бы проблема с таможней и Минфином — как им можно было бы доказать, что солярку сгрузили там временно, и когда Министерство топлива и энергетики примет решение, ее обратно заберут? Разве таможня поверила бы? Да никогда.
А тут еще одна беда — дизель, которым под завязку забиты танки Транснефти, летний. Если власти, наконец, решат, что им делать, может оказаться так, что в стране наступит зима, и грузовики на этом дизтопливе ездить не смогут. Как говорят специалисты, придется его разбавлять авиационным керосином, который нефтянка также успешно экспортирует. Придется и им запрещать торговать? В общем, ситуация складывается не самая простая. Рынок ждет, что топливные политики засунут шпаги в ножны и начнут решать проблемы экономическими методами.
Но власти думают, что у них есть пока еще административный рычаг. Поэтому ФАС разослала в нефтяные компании предупреждения. Руководитель Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский поставил цель: «Цены на АЗС должны быть снижены» до экономически обоснованного уровня». Так его цитирует ТГ-канал «Нефтебаза». Какими видят экономически обоснованные цены в ФАСе и правительстве, неизвестно. Может быть, нефтяникам и сообщили их кулуарно. На публике эти требования выглядят неубедительно. АЗС закупают топливо по ценам, которые они с ФАС и Минтопэнерго согласовывать не обязаны. А вот отпускная цена должна власть устраивать. То, что борцы с монополией обратились к «большим», понятно: не будешь же с каждой частной заправкой бодаться. Зато в вертикально интегрированных компаниях всегда известно, на кого можно надавить и что предложить.
Реализуется сценарий, о котором говорили эксперты: властям кажется, что они лучше рынка знают, как им рулить. Получается не очень. Есть надежда, что через итерацию власть, наконец, займется введением экспортных пошлин и демпфером.