Алина Шувалова
Как говорится в отчете консалтинговой компании NF Group, большинство новых торговых сетей в России — это предприятия, представляющие турецкие и белорусские марки одежды, обуви и товаров для дома.
В исследовании говорится, что турецкие сети лидируют в числе пришедших на российский рынок. Они представляют собой компании, работающие в среднем и «выше среднего» ценовых сегментах.
На долю турецких ритейлеров приходится 56% всех новичков. Еще 20% новых брендов — это торговые компании из Белоруссии. Оставшуюся часть ниши делят между собой игроки из Эстонии, Южной Кореи, Австралии и Киргизии.
С июля по сентябрь на рынок РФ вышли бренды одежды Comintern из Белоруссии и Ayal из Киргизии, а также турецкая торговая компания Kelebek, специализирующаяся на продаже товаров для дома.
Ранее в этом году на российский рынок вышли турецкие ритейлеры Оххо, NetWork, Club, Madame Coco, AC&Co, Loft (Colin's) Mudo и Karaca Home; белорусские Swed House, Comintern и Pizhon, австралийский 2XU, южнокорейский Inni, эстонский BonBon Lingerie.
Вместе с тем, говорить о полном замещении ушедших из РФ компаний новыми говорить пока не приходится.
В 2022 году стало известно, что на фоне военной операции РФ на территории Украины российский рынок пережил массовый исход западных брендов. Сообщалось, что Россию из-за изменения геополитической обстановки покинули не менее 600 западных фирм, посчитавших рынок РФ «токсичным».
Владельцы торговых площадей, сдававших помещения под предприятия международной торговли, заявили о резком снижении своих доходов и начали обращаться к властям за поддержкой, сравнивая кризисную ситуацию с периодом пандемии коронавируса.
Некоторые из опустевших ТЦ начали закрываться, их стали перепрофилировать, в том числе под производство беспилотников.
Постепенно на смену западным компаниям начали приходить восточные игроки, сумевшие занять топовые локации в опустевших торговых центрах. Основные направления их работы были связаны с продажей одежды и обуви (55%), спорттоваров (18%), а также косметики, парфюмерии и аксессуаров. Небольшая доля иностранных инвесторов (9%) пришла в сферу общепита. Благодаря новым брендам посещаемость ТЦ начала расти.
Среди компаний, пришедших на рынок РФ в 2022 году, 45% составляли выходцы из Турции, 18% — из Китая. Кроме того, появились игроки из Казахстана, Армении, Италии и США.
Не желая мириться с колоссальными убытками, некоторые из ушедших с российского рынка западных компаний заявили о готовности вернуться. Многие западные бренды прошли процедуру перезапуска под новыми названиями или с новыми владельцами.
Эксперты полагают, что после перезапуска в РФ могут возобновить работу такие бренды как Tommy Hilfiger и Calvin Klein. К ним могут присоединиться Adidas, Reebok и Pandora, которые продали свои активы в российском бизнесе компаниям из Ливана, Турции и Сербии.