Posted 17 мая 2023,, 06:37

Published 17 мая 2023,, 06:37

Modified 17 мая 2023,, 06:39

Updated 17 мая 2023,, 06:39

Время убытков: сколько потеряли автомобильные гиганты после ухода из России

Время убытков: сколько потеряли автомобильные гиганты после ухода из России

17 мая 2023, 06:37
Фото: 1MI
Автомобильные компании опубликовали официальные отчеты о финансовой деятельности в 2022 году, когда большинство компаний заявили об уходе из России на фоне СВО. Ожидаемо, что почти все западные автопроизводители показали убытки. Но кое-кто сумел даже нарастить прибыль на стремительно падающем рынке.

Александр Дыбин

В прошлом году Россию покинули, или заявили о прекращении работы в нашей стране, почти все западные, японские и корейские автопроизводители. Бренды остановили заводы и прекратили поставки. Общий объем потерь автокомпаний из-за сворачивания бизнеса в России оценили в 38,5 миллиарда долларов. Это касалось не только производителей авто, но и смежных отраслей - топливных и шинных компаний. Кроме того, в убыток пошли и потерянные производственные мощности, которые пришлось отдать за бесценок.
Большинство представительств автокомпаний из недружественных стран уже отчитались о финансовых результатах за прошлый год. «Новые известия» изучили печальную статистику.

Наверное, самым главным пострадавшим можно считать Renault. Компания потеряла важный для себя рынок сбыта, а так же контроль над «АвтоВАЗом» (входил в альянс Renault-Nissan, но теперь принадлежит Российской Федерации). Кроме того, французский автопроизводитель отдал за один рубль свой завод в столице, где сейчас возрождают производство китайского «Москвича». Так, по данным базы СПАРК бывшее «Рено Россия», теперь АО МАЗ «МОСКВИЧ» отчиталось о более чем трехкратном падении оборота в 2022 году: со 150 до 42 млрд, рублей. Чистый убыток составил – 2 млрд, годом ранее, несмотря на пандемию, компания принесла 1,3 млрд прибыли. Кроме того, ассоциация «Российские автомобильные дилеры» направила письмо президенту компании Renault Жан-Доминику Сенару, в котором потребовала компенсации убытков в размере 8,5 миллиарда рублей, которые возникли из-за ухода компании с российского рынка.

Другой бывший совладелец «Автоваза» Nissan так же оказался в минусе. Оборот компании со 100 млрд рублей упал в три раза. В 2022 Nissan сработал в убыток на 6 млрд рублей. Годом ранее, компания заработала 3 млрд чистыми. Кроме того, японский бренд остался без завода в Санкт-Петербурге, который перешел к АО «Автоваз».

Американский бренд Ford – несколько выбивается из тренда. У компании в России дела шли не очень из-за ошибок в маркетинге. По данным отчета, последний удачный год для «ФОРД МОТОР КОМПАНИ» был 2018-й, когда она смогла получить 1,8 млрд чистой прибыль. Потом два года работала с убытком: в 180 и 900 млн. 2021 и 2022 были прибыльными, но прибыль для автокомпании смешная: 100 и 150 млн соответственно.
«ТОЙОТА МОТОР» отчиталась об огромном минусе. Результаты компании упали с 22 млрд прибыли в 2021 году до 32 млрд по итогам прошлого года. Выручка сократилась с 330 млрд до 70. Также, японский бренд остановил свой завод в Санкт-Петербурге.

Российское представительство Mercedes - АО "МЕРСЕДЕС-БЕНЦ РУС" несмотря на кратное падение выручки (с 270 до 50 млрд) смогло сработать с прибылью в 3,8 млрд (годом ранее было 10 млрд). Но  Mercedes потерял свой только что построенный завод ООО «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ МАНУФЭКЧУРИНГ РУС» перешел к крупному дилеру компании «Автодом». В прошлом году предприятие принесло 685 млн убытков.

Еще один производитель с плюсом на счетах - ООО «МАЗДА МОТОР РУС», так же отказалась от своего завода на Дальнем Востоке, но смогло выйти в прибыль по итогам 2022 года - 3,3 млрд.  в 2021 году компания заработала только 2,1 млрд.

Смогла сохранить прибыль Volvo (1,3 млрд), Mitsubishi (2,3 млрд), а так же Peugeot-Citroen (3,5 млрд). Почти в два раза рухнули показатели BMW, но компания осталась в плюсе. «БМВ РУСЛАНД ТРЕЙДИНГ» отчитался о прибыль в 11 млрд, годом ранее она составляла 25 млрд.
Небольшой, но все же убыток показала Honda – 28 млн, в 2021 она принесла владельцам 800 млн рублей прибыли.

«ФОЛЬКСВАГЕН ГРУП РУС» сократила оборот с 350 млрд до 99 млрд, убыток за 2022 год составил 8 млрд. И это еще не все проблемы компании. Горьковский автозавод требует с германского автоконцерна Volkswagen почти 40 миллиардов рублей. Претензия разбита на два иска. Один касается прямых убытков в размере 15,6 млрд рублей, другой – упущенной выгоды от расторжения контракта на сборку иномарок.

Концерн Hyundai закрыл свой завод в Санкт-Петербурге. Компания «ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИНГ РУС», управлявшая активом отчиталась об убытке в 18 млрд рублей. В 2021 предприятие принесло прибыль в 11 млрд. При этом подразделение, продающее машины в России ООО «ХЕНДЭ МОТОР СНГ» заявило о двукратном увеличении прибыли – до 12 млрд рублей. Еще одна структура - грузовое подразделение  «ХЕНДЭ ТРАК ЭНД БАС РУС» заработало в прошлом 5 млрд рублей, почти столько же, сколько и в 2021-м.


Убытки могут быть «нарисованными»


Вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин полагает, что западным автокомпаниям выгодно показывать отрицательную прибыльность, чтобы не разбираться с обязательствами, которые остались в России.

«Очевидно, что прекращение нормальных торговых операций привело к ухудшению финансовых результатов, но этим компаниям в данном случае выгоднее показывать убытки, чтобы по максимуму вывести из страны деньги, и не оставлять на счетах средства, - говорит он, - так проще уйти от требований контрагентов. Наверняка, кто-то себе рисует убыток».

Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев отметил, что ряд компаний смогли сохранить прибыль, получая доходы не от продажи авто, которые остановились, а из других источников: аренды недвижимости, лизинга и вложений, которые могут быть у компаний.

«Объемы заработков за предыдущие годы у таких компаний исчисляется десятками и сотнями миллиардов. Российский рынок для иностранных компаний был небольшой с точки зрения объема, но очень прибыльный с точки зрения жизненного цикла одного автомобиля, и дохода от финансовых услуг, кредитов, страхования и т.п., - говорит эксперт. - Для Renault, насколько я знаю, Россия была самым лучшим рынком в Европе. Поэтому все, кто уходит, стараются получить что-то по инерции, может быть и этот год кто-то закончит с прибылью. Такая ситуация создает отложенный спрос. Спрос превышает предложение на 30-40% по крайней мере в сегменте легковых авто и кроссоверов. Думаю, в этом году будет продано 650-700 тысяч авто, при спросе в 950-980 тысяч.  Такую потребность никаким параллельным импортом не перекрыть. Высоким спросом можно объяснить успех китайских производителей на нашем рынке».

При этом эксперт сомневается, что у российских автодилеров есть шансы получить какие-либо компенсации с производителей, так в большинстве случаев договоры заключались в российской юрисдикции, поэтому судиться за рубежом невозможно, а решения российских судов западные компании вряд ли будут исполнять.