Posted 5 октября 2023, 10:08

Published 5 октября 2023, 10:08

Modified 5 октября 2023, 11:09

Updated 5 октября 2023, 11:09

Бензин на АЗС продолжит дорожать: почему биржевые цены опять поползли вверх

Бензин на АЗС продолжит дорожать: почему биржевые цены опять поползли вверх

5 октября 2023, 10:08
Фото: 1MI.
Сюжет
Бензин
Топливный рынок продолжает лихорадить. По итогам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) цены на топлива вернулись к росту, практически отыграв существенное падение накануне. Наиболее заметно подорожало дизтопливо.

Александр Куманев

«После первого же намека на возможность даже не отмены, а всего лишь ослабления запрета на экспорт котировки на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже отправились вверх» — отметил эксперт «ИнфоТЭК» Александр Фролов.

По итогам торгов бензин Аи-92 подорожал до 56 151 руб. за т (+1,2%), Аи-95 — до 58 587 руб. за т (+1,65%). Летнее дизельное топливо подскочило до 57 004 руб. за т (+5,8%), а зимняя солярка подорожала до 73 096 руб. за т (+0,16%).

Цены в рознице годами помогал сдерживать механизм демпфера, однако по последним данным Росстата, цены на горючее в России вырвались за пределы официально озвученной инфляции.

Средняя розничная цена бензина только за последнюю неделю выросла еще на 0,8%, до 55,92 рубля за литр, а дизтоплива — на 1,6%, до 64,99 рубля. С начала года бензин подорожал на 9,9%, дизель — на 11,3% при общем уровне инфляции в 4,32%.

Как ранее уточнял глава Российского топливного союза Евгений Аркуша в беседе с «Новыми Известиями», скачки биржевых цен транслируются на розницу через месяц, что связано со сроком поставки 30 дней. Проще говоря, пока у автомобилистов нет надежды на то, что бензин на АЗС подешевеет.

Топливный кризис в России: мнение экспертов

Александр Фролов считает, что ценовой кризис на рынке топлива в России еще не закончился, а участники рынка остро реагируют на любые новости, которые, по их мнению, могут негативно отразиться на доступности горючего.

«Пожалуй, представителям правительства стоит учитывать этот факт при оглашении тех или иных инициатив», — резюмировал Фролов.

Начиная с августа, в разгар кампании по сбору урожая и посадке озимых, многие российские регионы столкнулись с острой нехваткой топлива и стремительным ростом цен. Власти пытались решить проблему различными способами. Так, в августе нефтяников обязали продавать на бирже больше бензина и солярки, подняв планку на 1%. Таким образом Минэнерго и ФАС пытались снизить биржевые цены за счет увеличения объемов предложения, но этого оказалось недостаточно для решения назревающей проблемы.

21 сентября премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал указ о временном запрете на экспорт топлива из РФ. Исключением стали поставки в страны ЕАЭС по межправительственным договорам, для гуманитарной помощи, транзитных перевозок, деятельности ВС РФ, личного пользования и некоторых других случаев. Сегодня пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подтвердил, что запрет на экспорт нефтепродуктов является бессрочным и будет продолжаться, пока в этом будет необходимость.

«Какого-то дедлайна нет», — прокомментировал он.

После введения запрета биржевые котировки мгновенно отреагировали падением. Но через неделю после этого цены на бирже вернулись к росту, что эксперты связали с коррекцией после обвала.

Как стало известно сегодня, ФАС направила письма нефтяным компаниям и частным АЗС о необходимости снизить цены на топливо. Отказ будет рассматриваться как признак нарушения. Требование службы связано с результатами проверки, которые выявили множество схем махинаций с ценами.

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша к факторам, способным снизить цены на заправках, отнес и конкуренцию. Но он отметил, что для этого должен опуститься и опт. Вместе с тем к росту ценников на заправках подталкивает промышленная инфляция, которая, по оценке эксперта, для многих сфер находится на отметке 50-70%. Аркуша также высказал негативное отношение к долгосрочному действию запрета на экспорт нефтепродуктов, что может привести к деградации отрасли.

«Если это будет продолжаться долго, то может привести к негативным последствиям. Заводы будут снижать переработку. Я надеюсь, что будут приняты системные меры, направленные на закрытие „серого экспорта“ — запрет экспорта товара тем, кто не является производителем», — подчеркнул эксперт.

Он также выразил надежду на возвращения демпфера в полном объеме, а также рассказал, что эта тема уже поднималась на совещании у президента.

Демпфер оказался эффективным средством стабилизации цен на горючее, но в 2023 году государство сократило выплаты нефтяникам в 2 раза, что могло стать причиной ситуации.

Согласно сведениям, опубликованным Минфином, с января по май 2022 года выплаты нефтяникам достигли рекордных 1,2 трлн рублей, а за аналогичный период 2023 года — всего 464 млрд рублей. Недополученный доход нефтяных компаний отразился на оптовых ценах.

Инвестбанкир, профессор ВШЭ Евгений Коган напомнил, что демпфер действует на российском рынке с 2019 года. Его суть заключается в доплате государства за внутренние поставки в ситуациях, когда выгоднее отправлять нефтепродукты на экспорт. Если же продавать топливо выгоднее в стране, чем экспортировать (с учетом пошли и логистики), то доплачивали нефтяники. Эксперт отмечает, что мировые цены подскочили, а в бюджете нет достаточно денег для того, чтобы вернуть полноценный демпфер.

«Демпфер — и есть одна из причин, почему бензин все время дорожает, независимо от мировой нефтяной конъюнктуры. Это делалось не ради мемов, а для стабильности цен, которые не должны были расти быстрее инфляции. Но времена для бюджета сейчас непростые. Поэтому с 1 сентября выплаты нефтяникам по демпферу были урезаны вдвое», — отметил Коган.

По его мнению, после введенного запрета на экспорт нефтепродуктов цены на заправках могут незначительно снизиться. Эксперт считает, что этот сценарий станет только видимостью решения проблемы. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от принимаемых мер и длительности действия запрета. Сейчас рассматривается вопрос о введении квот на экспорт нефтепродуктов по аналогии с удобрениями.

Подпишитесь