В независимом издательстве неподцензурной литературы на русском, украинском, английском и белорусском языках Георгия Урушадзе Freedom Letters выходит новая книга российского писателя, поэта и журналиста Дмитрия Быкова* VZ о Владимире Зеленском.
Поклонники писателя уже обеспокоились тем, что теперь его из-за этой книги могут включить в список экстремистов и террористов. Как сообщают инсайдеры, российские силовики уже изучают эту книгу на предмет экстремизма, в ближайшее время в отношении писателя может быть возбуждено уголовное дело (соответствующие обращение от «представителей общественности» правоохранители уже получили). «А уже после этого Быков* будет включен в список террористов и экстремистов, что даст легальную возможность изымать все книги этого автора из российских библиотек, а также ввести уже совсем официальный запрет на продажу его произведений в магазинах страны», — отмечают информированные источники.
Стоит напомнить в этой связи, что если Быкова* признают экстремистом, то по всей видимости, скоро будет запрещено даже и упоминание его имени в положительном контексте. Причиной тому — принятие в четверг 27 сентября Госдумой РФ в первом чтении поправки к статье 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности). Если они пройдут без существенных изменений через остальные стадии законотворческого процесса (а сомнений в этом быть не может), то россиянам будет грозить от 300 тысяч рублей штрафа или до пяти лет лишения свободы.
Дело в том, что законопроект вносит изменения в статью о публичных призывах к экстремизму, добавляя наказание не только за призывы к экстремизму, но и за его «публичном оправдании», а также за его «пропаганду». Наказание по первой части статьи — до четырех лет колонии, по второй — до пяти лет. До этого в России аналогичный запрет действовал только на оправдания терроризма.
Согласно новому документу, под «оправданием экстремизма» понимается «публичное заявление о признании идеологии и практики экстремизма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».
Инициативу принятия таких поправок еще в июле внесла на рассмотрение группа депутатов фракции «Единая Россия», среди которых — вице-спикеры Госдумы Анна Кузнецова и Петр Толстой, а также главы думских комитетов по безопасности и противодействию коррупции — Василий Пискарев и по обороне — Андрей Картаполов.
«Это наша реакция, в том числе, на пропаганду „массшутинга“. Необходимо пресечь враждебную пропагандистскую работу, которая ведется в интернете порой специально в игровой форме, аналогично играм типа „Синий кит“», — пояснил во время заседания Госдумы по этому поводу депутат Василий Пискарев.
«Интересно, а адвокатов, защищающих людей, обвиняемых по экстремистским статьям, будут прямо из суда забирать?» — интересуется адвокат Дмитрий Джулай.
Как следует из текста поправки, под публичным оправданием экстремизма понимается «публичное заявление о признании идеологии и практики экстремизма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании». Так что под эту статью наверняка будут попадать все высказывания, критикующие власть. Ждем статью за осуждающие взгляды, красноречивое молчание и тонкие намеки.
Журналист Кирилл Шулика недоумевает:
«Но этот закон примечателен тем, что правительство в своем отзыве и многие депутаты выразили непонимание, как можно пропагандировать экстремизм. Это ведь масло масленое. То есть сам экстремизм это — пропаганда. То есть статья за пропаганду пропаганды. То есть ее трактование может быть максимально произвольным. Но даже сейчас закон будут править ко второму чтению.»
Интересно, что в российском законодательстве уже есть три похожих статьи, наказывающие за «экстремизм». Две административные — «производство и распространение экстремистских материалов» и «пропаганда или публичная демонстрация символики экстремистских организаций», а также одна уголовная: статья 280УК («публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»). Но всего этого депутатам кажется мало, теперь даже мышь не проскочит.
Экс-депутат Гордумы Томска Андрей Фатеев прокомментировал каналу «НеМосква» новый закон:
«Как это будет трактоваться? Посты соратников, старые видеоролики… Это будет абсолютно широкая рамка, как захотят. А вот последствия могут быть интересными. Например, ты снял видеоролик о том, как продвигать свою страничку в соцсети и развивать аккаунт. Ну, чем не пропаганда экстремизма? Потому что Мета — признана экстремистской. Вот, есть состав для возбуждения уголовного дела. А до какого маразма это дойдет — предугадать сейчас сложно…»
*признан иноагентом в РФ