В этом году, как и год назад, Россия не станет выдвигать свои фильмы на премию «Оскар». Об этом, по сообщению ТАСС, заявил продюсер, член оскаровского комитета РФ Федор Попов. По его словам, «выдвижение на премию американской киноакадемии „Оскар“ в сложившихся обстоятельствах, когда Россия обложена санкциями, а российская культура, спорт и не только подвергаются гонениям и запретам, выглядело бы предельно неуместно». Попов напомнил, что состав комитета сильно сократился, и теперь его деятельность остановилась.
Понятно, что ни о каком выдвижении в этом году речи быть не может. Однако, и в прошлом, 2022 году комитет также не стал этого делать. Тогда мнения его членов разошлись радикально, в том числе и на семейном уровне. К примеру, Андрей Кончаловский был за выдвижение, а его брат Никита Михалков — против, утверждая, что в такой политический ситуации делать это бесполезно.
Тогда же Павел Чухрай, который руководил Российским оскаровским комитетом из него вышел в знак несогласия с этим решением. Следом ушли из комитета режиссеры Николай Досталь, Андрей Звягинцев, Владимир Котт. и Алексей Учитель.
Как известно, за все время участия в премии «Оскар», сперва СССР, а затем Россия завоевала эту премию четырежды: лауреатами в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» становились в 1968 году Сергей Бондарчук с «Войной и миром», в 1981 году Владимир Меньшов с фильмом «Москва слезам не верит» и в 1994 году Сергей Михалков с «Утомленными солнцем», а также в 2000 году российский художник-мультипликатор Александр Петров получил «Оскар» за короткометражную экранизацию повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Помимо этого, на счету России еще и 16 номинаций на эту премию, последние из которых выпали на сразу на два фильма Андрея Звягинцева — «Левиафан» (2014) и «Нелюбовь» (2017). По мнению экспертов, это вполне достойный результат, который, хоть и нельзя сравнить с показателями двух лидеров в этой номинации — Италии и Франции, однако можно сопоставить Японией (пять побед, 17 номинаций) или Данией (четыре победы, 14 номинаций).
Кинокритик Антон Долин (признан иноагентом в РФ) назвал это событие «рифмой» к неминуемому умиранию российской киноиндустрии, которое происходит на фоне массового ухода голливудских студий, фильмов и прокатчиков из нашей страны. А между тем, по его мнению, «вся современная российская киноиндустрия и прокатная система возникли под влиянием растущего интереса публики к американскому развлекательному кино — и до сих пор именно на нем держались, невзирая на регулярные рекорды отечественных блокбастеров.
Российским зрителям, как бы ревниво к этому ни относились отечественные режиссеры, совершенно точно хотелось смотреть голливудское кино. И сегодня они явно больше расстроены его исчезновением из репертуара, чем потенциальной потерей неких почетных призов и званий для российских авторов».
Известно, что очередная, 96-я церемония вручения «Оскара» пройдет 10 марта 2024 года в Лос-Анджелесе. И снова без нас.