Легкость, с которой международное сообщество, и прежде всего, Запад, а также и Россия приняли победу Азербайджана в Нагорном Карабахе, неизбежно поднимает вопрос и об остальных непризнанных территориях бывшего СССР:
Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Наверняка они предельно внимательно наблюдали за «сдачей» Карабаха. К тому же, судя по всему, заканчивается и двухвековое присутствие в Закавказье России в Закавказье заканчивается, у которой после развала СССР уже не было достаточных сил и ресурсов, чтобы диктовать там свою политику. Ей остается только пытаться сохранить еще дипломатические, культурные и экономические позиции, что тоже будет очень нелегко.
Эксперты по-разному оценивают перспективы непризнанных республик после событий этих дней. К примеру, политический аналитик Дмитрий Михайличенко уверен, что Нагорно-Карабахский кейс, помимо всего прочего, имеет прецедентное значение для постсоветского пространства: он будет позиционироваться Азербайджаном как пример успешного решения замороженных конфликтов с непризнанным большинством стран мира территориями. И, разумеется, Абхазия, Южная Осетия, а также Приднестровье из их числа:
«Архитектура постсоветской безопасности и защиты от НАТОизации долгие годы шла посредством поддержки этих локаций и четких сигналов о том, что присутствия этой организации на постсоветском пространстве быть не должно. Страны Балтии, по сути, не в счет.
СВО и другие факторы говорят, что от этой тактики будут отказываться. Тем не менее, дальнейшие действия по нейтрализации этих непризнанных территорий возможны, прежде всего, со стороны Молдавии и Приднестровья. Подготовка к этому в Кишиневе активно идет и сопровождается мероприятиями по вступлению в Евросоюз. Впрочем, это может быть очень долгий процесс.
В отношении Грузии, Абхазии и Южной Осетии пока такое прогнозировать не стоит — ведь руководство этой страны не предпринимает значительных шагов в этом направлении. Для руководства России же как в рамках позиционирования, так и в рамках реальной геополитики, ключевым остается недопущение НАТО на территорию постсоветских стран».
Впрочем, поскольку Россия проявила слабость, Грузия теперь с еще большим вниманием будет прислушиваться к мнению Баку и Анкары, которые доказали свою силу и состоятельность.
Как считает политический аналитик Андрей Никулин, даже нынешнее, правительство будет в большей степени учитывать интересы южных соседей, в случае же изменения политической ситуации и возвращения национальных элит, нацеленных на интеграцию с Западом и восстановление потерянных территорий политика Тбилиси полностью потеряет нынешний нейтральный и во многом пророссийский оттенок.
В грузинской столице тоже видели азербайджанские наступления, причем дважды. Там тоже поняли, что ничего не предписано на века и конструкции, которые возводились или охранялись при помощи Москвы можно разрушать. И ты при этом можешь побеждать.
Это не означает немедленного реванша, но и взаимодействие с Киевом, и активность, направленная на «воссоединение территорий», будет усилена. И ограничителем здесь может стать только турецкая позиция, когда Анкара своим авторитетом возможно решит поддержать Абхазию или улучшить ее переговорную позицию».
Однако, проблема может оказаться еще сложнее, чем возврат «своих территорий» Азербайджаном. Дело в том, что весь Кавказ, в том числе и Северный по-прежнему остается нестабильной территорией. Да и забывать о том, что мир не признал ни Крым, ни ДНР, ни ЛНР российскими территориями тоже не стоит.
Аналитик «Московской прачечной», к примеру, не исключает, что все эти геополитические подвижки могут затронуть и саму Россию:
«Теперь Турция фактически контролирует всё Закавказье, Израиль выстраивает военные базы на границах Азербайджана и Ирана, Армения уходит на обочину большой мировой геополитики. Иран, так грозно махавший кулаками вдоль границ с Азербайджаном, теперь будет пожинать плоды своей беспомощности, а Россия утратила хоть какое-то влияние в важнейшем для логистических путей и безопасности регионе. Азербайджан, не без помощи израильтян и турок, продемонстрировал мощь и свои возможности во внешнеполитических институтах, опять же при поддержке Турции и Израиля. Зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин констатировал, что операция Азербайджана в Нагорном Карабахе является прологом к дальнейшему выдавливанию РФ из Кавказа. Фактическая капитуляция была только делом времени, и сейчас этот час настал.
Глядя на эту «двухдневную войну» или как правильно уточнили коллеги, договорняк, Абхазия и Северная Осетия сами отвалятся в сторону Грузии. Возврат на границы 1990-х годов становится реальностью. А там и третья чеченская не за горами. Военкор ВГТРК Александр Сладков написал, «если говорить о нашей дипломатии в этом регионе… Мягко говоря, это провал». Мы же напомним, что с нашей дипломатией подобные провалы ждут Россию повсюду. Например, в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии. Готовый сценарий для этих территорий уже написан и ждёт своего часа. Одобрила его сама Москва».
А вот, что касается Приднестровья, то там дело обстоит несколько иначе, и игроки там другие. Эксперт по международной политике Александр Носович считает, что Молдавия оказалась сейчас в крайне затруднительном положении, когда и вернуть Приднестровье будет тяжело, и оставить его в нынешнем состоянии — тоже:
Лёгкость, с которой Армения решила для себя карабахский вопрос, по сути, выбросив чемодан без ручки, неизбежно заставляет задуматься, что и Молдавия может так же просто решить приднестровский вопрос, отказавшись от Приднестровья. Тем более, что поползновения к этому Кишинёв уже делает.
Решит ли такое радикальное и простое решение проблемы Молдавии? Нет, потому что Молдавия и без Приднестровья — расколотая страна. Больше того, с Приднестровьем Молдавия, наоборот, страна достаточно гомогенная. С Приднестровьем в составе в молдавском обществе образуется устойчивое пророссийское большинство и прозападное (прорумынское) меньшинство в пропорциях, близких к белорусским. Поэтому прозападные власти в Молдавии на реальную реинтеграцию страны не пойдут никогда. Да и незападным Запад никогда не позволит этого сделать, как не позволил он президенту Воронину подписать план Козака.
Только и отказавшись от Приднестровья режим Майи Санду своих проблем не решит. Если он откажется от левого берега, прямо ставя целью устранение преграды для интеграции Молдавии в НАТО, ЕС и Румынию, то он свои проблемы только обострит. Потому что помимо Приднестровья есть ещё Гагаузия, есть настроенные в значительной степени пророссийски крупные города — Кишинёв, Бельцы. Есть, наконец, большинство населения, которое считает себя молдаванами, а не румынами, а свой язык молдавским, а не румынским.
Так что на пути к НАТО без Приднестровья проблемы Молдавии не закончатся, а начнутся».