Закон об электронных повестках был принят Государственной Думой быстро и с огоньком. Комитет по обороне голосами бывших генералов на все лады воспевал цифровой призыв — наконец, ни одна мышь мимо военкомата не проскочит. Самим военнообязанным и их семьям нововведение объясняли как благо: да, повестка считается врученной на момент опубликования, но… Далее перечисляются все положительные моменты для призывников и подлежащих мобилизации граждан. Юрист Дмитрий Королев описывает их так:
— Военнообязанный сможет войти в реестр через Госуслуги и увидеть, как его видит военкомат глазами военкомата. Военнообязанный сможет увидеть, какая у него категория, семейное положение, наличие детей. Например, в базе не указаны дети, а фактически они есть. Военнообязанный может это исправить, внести изменения. Чем хорош реестр, тем, что любой гражданин сможет получить полную информацию о том, как его видит военкомат. И будет время для изменения этой информации.
С нового года все, кто может и должен быть призван или мобилизован, согласно закону, будут внесены в единую базу данных. Сегодня замглавы Минцфиры Олег Качанов заявил, что сделать это в сроки, установленные спешно принятым законом, не получится — для реестра нужно создать инфраструктуру, которой, по всей видимости, нет, и обеспечить защищенные каналы связи. Для этого понадобятся время и деньги. В качестве утешительного приза и полигона для обкатки системы чиновник предложил запустить пилотный проект в двух-трех регионах до конца года.
Что же случилось, вернее, не случилось или не может случиться с реестром? Эксперты, с которыми «НИ» обсудили неожиданно возникшую проблему, говорят, что саму информационную систему сделать несложно. Скорее всего, она уже создана. А вот обеспечить доступ оператора — Министерства обороны — оказалось намного сложнее. Личными делами военнообязанных, которые и должны быть оцифрованы и переведены в новый реестр, занимаются уполномоченные сотрудники военкоматов. Председатель совета директоров Института развития информационного общества, академик Российской инженерной академии Юрий Хохлов считает, что задача сложная:
— Необходимо не только обеспечить защищенную инфраструктуру для всех военкоматов страны, но и обеспечить наполнение Реестра сведениями, которые хранятся в нескольких государственных информационных системах и нуждаются в очистке и приведении в порядок. При этом в самих военкоматах до недавнего времени дела велись в традиционной форме, на бумаге, так что выверка данных тоже займет много времени. Если представить количество военкоматов по всей стране, то становится понятно, почему быстро создать такую инфраструктуру нельзя.
Поэтому в Минцифры и говорят, что нужно протестировать систему в нескольких регионах, а уж потом внедрять ее по всей стране.
Между тем, год назад военные отрапортовали, что в 83% российских военкоматов появился широкополосный интернет, а с начала этого года во Всемирную сеть на нормальной скорости и даже с видео могут выходить 100% военкоматов.
Но от широполосного интернета до защищенных каналов связи путь, видимо, неблизкий.
— Это зависит от того, в каком состоянии сейчас находится эта инфраструктура. Во многих крупных городах в военкоматах такие каналы наверняка есть, а вот обеспечивать каналы к районным и межрайонным военкоматам — работа непростая и недешёвая, — говорит Юрий Хохлов.
На самом деле, работы по созданию реестра — начать и кончить. До недавнего времени учет граждан велся практически вручную. Сведения о гражданах находятся до сих пор в нескольких разрозненных государственных системах. Их нужно собрать воедино, вычистить и привести в порядок. Большой массив данных в военкоматах существует только на одном носителе — бумаге.
Глава комитета по обороне генерал Андрей Картаполов оценивал только количество резервистов в 2 миллиона человек:
— В России существует де-факто два мобилизационных резерва — общий, куда входят все подходящие по возрасту люди, не имеющие ограничений к военной службе, и так называемый боевой армейский резерв численностью порядка двух миллионов человек, который составляют резервисты-контрактники.
Кроме того, каждый год на службу призывают 250-280 тысяч человек.
На всех этих людей в военкоматах есть личные дела, которые и должны быть перенесены в новый реестр.
Юрист Дмитрий Королев знает, что в личных делах военнообязанных есть много «дыр», отсутствует информация, которая может повлиять на то, может человек проходить военную службу или нет:
— Когда был указ президента о мобилизации, военкоматы начали работать, к военкомам было много претензий. А по сути, что происходило? У военкомов лежали дела военнообязанных, где написано, что гражданин отслужил, ушёл в запас, имеет категорию годности А, стрелок. Его призывают. Но за 10 лет, которые человек провёл в запасе, у него могла появиться куча заболеваний, изменилось семейное положение. В военкомате этих сведений нет. Никто никогда не бежал вносить изменения в личное дело в военкомате при заболевании или рождении детей. Сейчас всё можно будет изменить в едином реестре
Проведенная в 2022 году частичная мобилизация вскрыла отсталость действующей системы воинского учета. Поэтому и решили ускоренно решить проблемы с помощью цифровых технологий.
— Насколько реалистично? Если будут выделены соответствующие ресурсы, то за оставшиеся год и несколько месяцев задачу решить можно, — уверен Юрий Хохлов.
Впрочем, военнообязанным не стоит беспокоиться: в законе прописано, что электронный канал взаимодействия военкоматов с гражданами создается в дополнение к существующему и проверенному способу, так что если будет надо, оповестят граждан всегда.