Летом прошлого года влиятельное британское издание The Economist построило любопытную статистическую модель, чтобы точнее оценить взаимосвязь между инфляцией, главным образом, между ростом цен на топливо и продукты питания, и беспорядками.
Эксперты нарисовали красивую карту мира, указав на ней страны, где, по их прогнозу, вероятность массовых социальных протестов, бунтов и восстаний в ближайшие 12 месяцев наиболее высока. В зону риска, по расчетам аналитиков издания попали многие страны.
Турция: «Перебои с импортом продовольствия и топлива из Украины и России усугубляют ущерб, уже нанесенный неумелой монетарной политикой. (…) В этом году курс лиры уже упал почти на 25%. Неудивительно, что за шесть месяцев на счетах было спрятано более 960 млрд. лир ($55 млрд., или 7% ВВП), что создает огромные обязательства для правительства. „Это динамит, заложенный под системой, — говорит Гаро Пайлан, депутат от турецкой оппозиции. — Возможно, он взорвется до следующих выборов, до которых остался год“. Ожидается, что Эрдоган проиграет, если не предпримет что-то радикальное».
Тунис: «Простые тунисцы жаждут калорий, а не конституционной реформы. Но политика, призванная утолить их голод, приводит к решительным последствиям. Как и многие другие страны, Тунис устанавливает цены на основные продукты питания (в данном случае на хлеб). Субсидии на хлеб становятся дороже по мере роста цен на пшеницу; это одна из причин, по которой правительство нуждается в спасительной помощи МВФ…».
Шри Ланка: «Шриланкийцы по-прежнему в ярости. На полках магазинов нет ничего, даже самого необходимого, а люди часами стоят в очередях за бензином. Школы и государственные учреждения временно закрыты. Правительство объявило дефолт по своим долгам».
Перечислены там и другие страны, входившие по мнению аналитиков в зону риска. С тех пор прошло больше года. И что же мы видим?
О проблемах экономического прогнозирования очень хорошо написал в своем канала политический аналитик Игорь Димитриев:
«Авторы The Economist высчитывали перспективы нестабильности в разных странах мира и допустили, что в основе всевозможных социальных потрясений такие причины как рост цен на еду, топливо, инфляция короче. Все просто: цены растут, людям хуже — они устраивают беспорядки. Посмотрели, где растут цены и прогнозировали беспорядки в ближайшие 12 месяцев.
Теперь я поднял публикацию и проверил — не попали ни разу! Вот вам и цена экономической экспертизы. Представляете, сколько нам такого впаривают, мы уши развешиваем, а потом забываем и вспоминаем, только то, что реализовалось?
Вообще, если честно, иногда возникает ощущение, что в основе происходящих явлений совсем другие причины, а экономисты, как и политологи должны лишь потом описать произошедшее в сложных терминах. Помните, как в анекдоте? «Понимаешь, что происходит? Объяснить я и сам могу, а понять нет».
Этот конкретный пример как нельзя лучше опровергает надежды оппозиционеров любой страны мира, в том числе, и России на то, что снижение уровня жизни неизбежно порождает недовольство властями и революционную ситуацию. Оказывается, не все так просто…