Юлия Ликарчук
Из полученных SMS-уведомлений от МТС следует, что с 28 сентября цены на двух тарифах повысятся примерно на 12%. Повышением цен оператором сотовой связи МТС уже заинтересовались в ФАС. Федеральная антимонопольная служба проверит жалобы абонентов МТС на увеличение тарифов.
«В уведомлениях оператора уточняется, что с 28 сентября ежемесячная плата увеличится на 59 рублей в ряде тарифов. Служба направит оператору связи запрос с целью установить все обстоятельства повышения», — прокомментировали в ФАС.
Если антимонопольщики найдут нарушения, обещают принять меры.
В МТС подтверждают, что тарифы на некоторых тарифах изменятся.
«Незначительный рост абонентской платы обусловлен увеличением затрат на обслуживание оборудования и развитие инфраструктуры, необходимостью инвестировать в расширение и модернизацию сетей связи на фоне роста трафика, а также поддерживать привычное качество услуг связи для наших абонентов», — сообщили в пресс-службе оператора (цитата по РИА Новости).
В прошлом году ФАС уже изучала тарифы МТС и обязала вернуть цены на прежний уровень. Сейчас вторая попытка.
МТС, заявляя о росте тарифов, отмечает, что траты на обслуживание растут. Кроме того, нужны инвестиции в расширение и модернизацию сетей. Иначе скоро абоненты на том конце провода станут «квакать».
В то же время по итогам первого полугодия капзатраты оператора год к году снизились на 7%, до 37,4 млрд рублей, подмечает «Коммерсант».
Ранее мобильные операторы из «большой четверки» ненавязчиво презентовали клиентам новые, более дорогие тарифы, но с повышенным опционом. Так пытались компенсировать увеличение платы за связь. У антимонопольной службы претензий не возникало — услуг становилось больше. Теперь же любое повышение аргументируют западными санкциями и возросшими тратами на обслуживание. В итоге крайними остаются пользователи, которые теперь вынуждены платить более высокую цену при ухудшении качества связи.
В декабре прошлого года агентство Reuters со ссылкой на источники сообщало, что в России, вероятно, ухудшится качество мобильной связи. Это связано с уходом с российского рынка Nokia и Ericsson, которые поставляли большую часть телекоммуникационного оборудования и почти 50% базовых станций. Кроме того, эти компании выпускали программное обеспечение, которое позволяет различным сетям функционировать вместе. В «Сколтехе» подсчитали, что уход с российского рынка зарубежных вендоров привел к дефициту оборудования для развития сетей. Только в этом году нехватка базовых станций достигла 50 тысяч.
Какой выход нашли операторы? Снова поднять цены. В июне этого года операторы обратились в правительство с предложением разрешить им ежегодно поднимать тарифы на уровень инфляции и плюс еще 5%. Это необходимо для модернизации сетей и обеспечения стабильной работы связи, пояснили операторы.
В Минцифры принципиально не возражали, но при условии, что рост тарифов будет постепенным, а связь останется доступной для всех слоев населения. Видимо, поняв буквально, операторы и стали повышать цены четыре раза в год.
Росстат же по итогам января-августа этого года фиксирует номинальный рост тарифов в пределах инфляции — на 8,4% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го.