Елена Петрова, Наталья Сейбиль
«Не надо ничего перекрашивать! Кто Вам сказал, что нужно будет красить машины?» — таксист Андрей Попков, председатель координационного совета Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта, поражается слухам, которые ходят по всей стране. Новый закон о такси — это совсем не подарок для таксистов, но не он повлияет на цену поездки, уверен Андрей, хотя такси действительно будет сильно дороже.
Страна готовилась к повышению цен на такси с 1 сентября в связи с вступлением нового закона о такси и не заметила, что этот вид транспорта подорожал и без него. Средний чек на поездку в такси вырос за полгода в 2023 году на 115 рублей с 320 до 435 рублей, а в Москве за среднестатистическую поездку платят и вовсе 771 рубль. Однако реально цены выросли еще быстрее. В сервисе «Максим» изданию «ЧекИндекса» рассказали, что в регионах поездки на такси подорожали на 35%, а в Москве — на 40% с начала года. Цены за «поездку в булочную» будут расти и дальше, и виноваты в этом экономика и фактическая монополизация рынка такси.
За два последних года из-за санкций и ухода с российского рынка всех автоконцернов стоимость всех машин в стране выросла больше, чем в два раза, а стоимость запчастей — и того больше — в пять раз, рассказали «НИ» участники рынка таксомоторных перевозок. По некоторым позициям запчасти подорожали еще больше — в 7 раз. До лета с начала года цены на бензин росли в два раза быстрее инфляции. Летом они опережали инфляцию уже в 5 раз. Особенно не повезло тем, кто должен сейчас менять машину из-за выработки ресурса. Стоимость самого бюджетного автомобиля, который два года назад стоил 1 миллион рублей, сейчас удвоилась.
Таксисты задумываются об экономической целесообразности при таком уровне цен, говорит председатель комитета Московской Торгово-Промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок Богдан Коношенко. В переводе на русский это означает: кто будет ездить себе в убыток?
— Многие перевозчики продолжают эксплуатировать старые автомобили, срок их эксплуатации увеличивается. При увеличении срока вырастает и стоимость владения транспортным средством, что также негативно сказывается на стоимости поездок, потому что вырастают практически все затраты. В первую очередь, повышение стоимости связано с этим. А то, что касается нового закона, там есть, конечно, к нему вопросы. В Москве на сегодняшний день это точно не влияет на стоимость, — уверен Богдан Коношенко.
Рынок такси в России изменился с приходов в отрасль агрегаторов. По сути, они взяли на себя функции государства, говорит Андрей Попков. Новый закон был принят в интересах агрегаторов:
— Агрегатор — это организатор перевозок. Он взял на себя эту функцию давным-давно. По сути, он взял на себя функцию государства. Он решает, сколько будет стоить поездка, он решает, подать или не подать автомобиль, он решает, сколько работать водителю. Он может отключить водителя от сервиса без объяснения причин. И не дать ему работать.
Это такое узурпирование власти в такси. Поэтому все вопросы к ним. Они лоббировали этот закон, они навязали всем самозанятых, для того, чтобы выводить деньги через самозанятых.
В России есть несколько агрегаторов, хотя самый крупный из них — Яндекс.Такси. Он аккумулирует три четверти выручки агрегаторов.
— Деньги не попадают руководителю напрямую от пассажира. Они попадают напрямую на счёт агрегатора. Дальше агрегатор как касса распределяет, кому сколько отдать: налоги заплатить, водителю отдать за перевозку или компании такси. Чтобы не отдавать деньги или мурыжить водителя или компанию такси, нужна власть. Чтобы не заплатить, кинуть водителя. Соответственно, он будет вводить всякие штрафы, ещё всякую ерунду, чтобы как можно больше ограбить водителя и меньше заплатить ему. — считает Попков.
По мнению таксистов, по новому закону водитель остается один на один с огромной компанией. Чтобы не потерять работу, он будет готов и работать за меньшие деньги, и на худших условиях.
Однако Богдан Коношенко не согласен с тем, что новый закон принят только с учетом интересов агрегатора:
— Агрегаторы, которые на сегодня определяют стоимость поездок, тоже являются заложниками этой ситуации. Понятно, что рост стоимости поездки ещё в два раза по отношению к тому, что есть на сегодняшний день, приведёт к падению выручки от этой услуги по экспертным оценкам в пять — шесть раз. Поэтому они тоже не могут резко поднять цены. Но нужно понимать, что период понижения цен на услуги такси закончился. Впереди нас ждёт только рост.
В борьбе таксопарков с агрегаторами проигравшими окажутся водители и их пассажиры. Именно пассажирам предлагают сейчас подписывать договор о найме машины м экипажем. Эксперты рекомендуют не делать этого — если вы на этой машине попадете в аварию, вы лишитесь выплаты как пострадавшее лицо.
Помимо экономических неурядиц, на водителя накладываются дополнительные обязанности, которые вызывают новые расходы. Помимо медосмотров, которые не проводит ни один таксист в мире, теперь все водители должны будут сдавать экзамен на знание города, где он работает. Речь идет о городах-миллионниках. Сейчас все таксисты ездят по навигатору. Однако из-за дронов и РЭБ GPS может неожиданно отключаться, и тогда иногородние, которые недавно начали работать в Москве или Петербурге, не знают, как им ехать.
— Речь идёт о том, что водитель должен сдавать экзамен за знание инфраструктуры города. На мой взгляд, это излишняя история. Хотя, на сегодняшний день в центре Москвы навигатор вообще не работает. Понятно, почему. Человек, который никак не ориентируется и не понимает, где что находится, ему трудно будет выполнять заказы, — считает Богдан Коношенко.
С другой стороны, лондонские таксисты работают без навигатора и сдают экзамен на знание всех подворотен центрального Лондона, и ничего. Зато таксист всегда вас провезет самыми заветными тропами, хотя и там быстрее получится на метро.
Более серьезная проблема — со страховыми компаниями. Цены наших выросли от 100 тысяч рублей в Тюмени до 250 тысяч рублей в Москве. Трудно поверить, что эти деньги не будут переложены на пассажиров. Хотя сейчас водители сталкиваются с другой задачей — как найти хоть какую страховую фирму, которая продаст им полис. В Москве такие страховки можно посчитать по пальцам одной руки, говорит Богдан Коношенко, страховые компании ни на каких условиях не хотят страховать такси, даже за столь высокие цены, из-за высокой аварийности.
Если в столицах с покрытием в 95% за перевозку пассажиров будет отвечать фактически агрегатор, то в регионах ситуация несколько иная. По закону, за его исполнением должны следить региональные власти. Сейчас непонятно, насколько они готовы к выполнению новых задач, считает Коношенко:
-Закон даёт возможность местным властям определять, что необходимо, а что — нет. Где-то нужен единый цвет, где-то не нужен. Могут ли местные власти субсидировать часть затрат? Или не могут. В разных регионах разная стоимость автомобилей, складываются разные ситуации. Закон даёт возможность регулировать, определяет общие правила. А в каждом регионе нужно смотреть отдельно.
В конечном итоге, говорят эксперты, готовится нужно только к одному — высоким ценам. Период понижения цен на услуги такси закончился. Впереди нас ждёт только рост. Сами агрегаторы прогнозируют, что цены вырастут до конца года еще на 30%.
Некоторые опросы уже говорят, что больше 40% граждан будут брать такси только в случае крайней необходимости.