Posted 22 июня 2023,, 13:57

Published 22 июня 2023,, 13:57

Modified 22 июня 2023,, 13:59

Updated 22 июня 2023,, 13:59

Так будет после 1 сентября

Шашечки в сетях бюрократии: с 1 сентября такси станет меньше, а поездки — дороже

22 июня 2023, 13:57
Фото: freepick
Так будет после 1 сентября
Государственная дума одобрила в первом чтении новые штрафы для агрегаторов такси с 1 сентября 2023 года. Если они размещают заказ у водителя без лицензии, то могут заплатить штраф до полмиллиона рублей. Цены на и так подорожавшее такси взлетят под небеса.
Сюжет
Такси

Елена Петрова

С 1 сентября все водители такси должны получить разрешение на работу. Следить за этим будут службы заказа такси. Если они отдадут заказ водителю без разрешения, то заплатят штраф до полмиллиона рублей. Для депутатского уха новый закон звучит как песня. Там есть все: и забота о населении, и государственный интерес, и ответственные назначены, и наказание такое, что все убоятся. И этот таксомоторный рай должен наступить не когда-нибудь, а через два месяца.

Реальность далека от райских кущ Охотного ряда.

У скольких водителей в стране есть лицензия

По оценке АНО «Общественный совет по развитию такси», извозом в стране занимаются 2 миллиона человек, а разрешение имеют 400 тысяч человек — четверо из пяти работают без лицензии. Но это средняя температура по больнице. Ситуация в реальных таксопарках по стране еще хуже. Генеральный директор екатеринбургского такси «Максим» Максим Шушарин говорит, что немосковская реальность выглядит еще суровее:

«Чтобы вы понимали: у нас на 50 тысяч водителей приходится только 55 человек, которые имеют разрешение на перевозку пассажиров такси. Всем остальным предстоит оформить его, за нарушения предусмотрены серьезные наказания. Думаю, что ни один регион не справится с этой задачей.»

Главное условие получения разрешения в том, что каждый водитель должен оформить ОСАГО на пассажирские перевозки. «НИ» писали, что таксисты жаловались на алчность страховых компаний везде, дошли до Президента, но голос их не был услышан. Представитель АНО «Общественный совет такси» Екатерина Киселева знает, почему многие таксисты ни до 1 сентября, ни позже не получат разрешения:

— Основная причина, почему работают нелегально — невозможность получить страховку ОСАГО. Она дорогая и составляет от 40 до 70 тысяч в регионах, а в столицах доходит до 160 тысяч. Повсеместно сталкиваются с отказами страховых компаний в выдаче полиса. Если нет полиса ОСАГО для такси, это уже серая схема работы.

С одной стороны, законодатель разрешил работать таксистами самозанятым без образования ИП. Но это единственная положительная новость. Все остальное заставляет людей задуматься: а надо ли им это? После получения информации от Яндекс. Такси Genrietta Aleksandrovna пишет так в одном из пабликов:

«ОСАГО на одну машину станет 70-90тр (сами рассчитайте) лицензия, наклейки шашечки, постоянное прохождение ТО, путевые листы… Первыми под удар попадут, кто сдает авто в аренду без желтых номеров и лицензий, также те, кто ща тянет лямку выкупа. Самозанятые и ИП сами сменят деятельность. Начнут закрываться таксопарки. Итог: советское время, такси для элиты и куча бомбил по тротуарам и остановкам. Цена будет конь. Пока не вижу другого юридического исхода»

Лицензия на такси за себя и за того парня

Бегать за каждым таксистом без лицензии государству не хочется, куда проще заставить отвечать за все службы заказа. Теперь именно агрегаторы заплатят гигантские штрафы за каждого водителя без разрешения, которому они отдадут заказ. Полмиллиона рублей — это не мелочь ни для одного предприятия, даже для крупного, не говоря уже о маленьких агрегаторах в российской глубинке. И как службы заказа будут проверять лицензии? По замыслу депутатов, все должно быть автоматизировано, говорит Екатерина Киселева:

— Сейчас должна заработать ФГИС Такси. По закону, у субъектов федерации есть выбор: либо пользоваться федеральной системой, либо своей, и передавать данные в федеральную. Большая часть регионов, за исключением федеральных центров и крупных городов регионов, не готовы к внедрению данной системы. Есть сомнения, что она заработает. Если агрегаторы готовы принимать, то регионы не готовы предоставлять данные о наличии разрешения.

Закон в России, как всегда, строг, про справедливость мы лучше помолчим. Там сказано, что передача заказа нелицензированному водителю приравнивается к распространению запрещенной информации. Максим Шушарин не может сдержать негодования:

«То есть, законодатель приравнял информацию о таком заказе к детской порнографии, к сведениям о способе суицида или способу изготовления взрывчатых веществ. У меня в голове это не укладывается, как можно приравнять информацию о заказе к вышеперечисленному. Это как высшая мера наказания, как расстрел, потому что блокировка — и всё, цифровая платформа просто исчезает.»

Система не работает и работать еще долго не будет, а штрафы платить надо с 1 сентября? Лучшего способа пополнить казну трудно себе придумать. Беда только, что Боливар не выдержит нагрузки.

- Если не будет перенесение норм закона и надо будет передавать, мы получим ситуацию, когда агрегатор вообще не сможет передавать заказы и иметь возможность проверять разрешения. Сложности с передачей заказов могут быть. Не будет хватать водителей на линии, и динамическое тарифообразование будет повышать стоимость поездки, — говорит Екатерина Киселева.

Сколько будет стоить такси

Стоимость поездок на такси уже выросла в цене — новые машины дорогие, запчастей нет, бензин дорожает. Только за 2023 год цена по стране поднялась от 10% до 30%. Особенно заметен рост на короткие расстояния.

Ирина, жительница новой Москвы, рассказала:

— До событий в Украине я ездила навещать семью сына за 150 рублей. Это примерно в 2-3 км от моего дома. На прошлой неделе я взяла такси и поразилась: та же самая поездка стоит уже 650 рублей. И зачем мне такое такси?

Никто — ни службы заказа такси, ни сами водители, ни агрегаторы — не хотят комментировать рост цен. Все кивают на алгоритм и динамическое образование цен. Но посчитать все-таки можно. При уменьшении водителей на треть стоимость поездки удваивается. Если же все 75% водителей не выйдут на линию 1 сентября, то цена такси вырастет в 5 раз.

В Екатеринбурге такси пользуются 200 тысяч человек. Куда они все придут 2 сентября? Ответа нет.

Это не конец

Если кто-то решил, что новые правила требуют только одной лицензии, тот плохо знает российских законодателей и власть. Теперь все водители должны будут заполнять путевые листы. Которые будут проверять и за которые будут тоже штрафовать. К путевым листам прилагается медосмотр в начале смены и по ее окончании. Этот советский анахронизм на платной основе — особенно удачная находка Думы. Таксисты говорят: ни в одной стране мира нет медосмотра, ни раз неделю, ни раз в месяц, ни тем более два раза в день. В Москве ИП предлагают купить путевые за 6 тысяч на 3 месяца. Пока предложений для самозанятых нет, но они обязательно появятся. Однако Москва — это еще не Россия, говорит Екатерина Киселева:

— Таксист — это работник, который в любое время суток может выйти на работу. Он должен иметь возможность пройти медосмотр в любое время суток. Но в провинциальных городах нет пунктов круглосуточного медосмотра. С одной стороны, закон открывает возможность легально работать самозанятым, но ограничивает одновременно их возможности, что они просто не могут пройти медосмотр.

И вишенка на торте — справка об отсутствии судимости. Получается она 30 дней и больше. Единой формы для подтверждения нет. Таксопарки требуют, чтобы в ней сообщалось о том, что если судимость была, она погашена. А закон об этом ничего не говорит. Через месяц водитель получит документ, который ему ничем не поможет.

Перспектива жить «как в Советском Союзе» становится все ближе. Если новые правила вступят в силу, то в булочную на такси и правда, не поедешь.