Дорого и невкусно: в России кофеманам стало накладно платить за любимый напиток

Дорого и невкусно: в России кофеманам стало накладно платить за любимый напиток

11 сентября 2023, 15:24
175 рублей — столько в среднем стоит одна чашка кофе в кофейнях. За эти деньги, для сравнения, можно купить три литра молока, 200 грамм сыра или даже целую тушку цыпленка.

Юлия Ликарчук

Чашка кофе по цене килограмма курицы

Официальная статистика говорит, что цены на кофе в России с начала 2022 года выросли на 36%. К августу 2023-го цена килограмма молотого кофе и кофе в зернах почти достигла 1,5 тысячи рублей. Растворимый кофе за последний год стал дешевле на 4,5% (до 3,1 тысячи рублей за кг). А вот стоимость кофе в кофейнях выросла на 6,83%.

Россияне же говорят о более стремительном росте цен на кофе. Упаковки отдельных западных брендов, ушедших с российского рынка, выросли в цене в 2-2,5 раза. Кофе в кофейнях за это время подорожало в 1,5 раза. Если в начале 2022-го купить чашку кофе можно было в среднем за 116 рублей, то на конец июня 2023-го это удовольствие уже обходилось в 175 рублей.

Аналитики компании «НЭО Центр» отмечают, что рост цен на кофе в кофейнях был ожидаемым.

«Долгое время кофейни, работая на грани рентабельности, все же внедрили в массы культуру питья кофе на ходу и теперь спокойно пожинают плоды своих вложений за счет резкого подорожания ставшего привычно-ритуальным продукта», — рассказала Forbes партнер «НЭО Центра» Альбина Корягина.

Она отметила, что стоимость кофе в кофейнях в кризисном 2022-м выросла сразу на 10,4%. В этом году кофе стал дороже еще на 8,4%.

Рост цен сказывается на частоте покупок. Так, по данным аналитического ресурса «Чек Индекс», в феврале этого года россияне покупали кофе в магазинах на 18% реже, чем в феврале 2022-го. Средний чек, при этом, был на треть выше, чем в прошлом году — 449 рублей. Стремительнее всего выросли цены на кофе в зернах. Средний чек по этому продукты вырос сразу на 45%. Менее всего подорожало кофе в капсулах — средний чек по этому продукты увеличился на 26%.

Подсадили на кофе

Для одних кофе — это утренний ритуал, без которого сложно проснуться, для других — способ скоротать время на работе. Проснуться утром без чашки кофе не может 43% россиян, показал опрос, проведенный исследовательским центром «Зарплата.ру». Причем свыше трети респондентов ежедневно пьют по 3-4 чашки.

Кофе, чтобы взбодриться, нужен 69% участникам опроса. Еще 66% заявляют, что просто любят этот напиток. 43% респондентов говорят, что кофе поднимает им настроение. Каждый пятый пьет кофе, чтобы повысить давление, или за компанию с друзьями. Чтобы отвлечься на работе, этот напиток заваривают 13% опрошенных россиян.

Более половины россиян (57% опрошенных) тратят на кофе в месяц до тысячи рублей. Еще у 38% на кофе уходит от одной до трех тысяч.

Всему виной непогода и дорогая доставка

Кофе для России — импортный продукт. А так как это еще и биржевой товар, его стоимость растет ежегодно в зависимости от динамики цен на мировых рынках. Так, например, коммерческий нежареный кофе на мировых биржах торговался за $3,2 за килограмм в 2019 году, в 2020-м — уже за $4,2, в 2021-м — за $4,5, в 2022-м — за $5,5, а в апреле 2023 года — за $6,2 за килограмм, рассказала Forbes гендиректор Petrova Five Consulting Марина Петрова.

Ослабление курса рубля неизбежно сказывается на стоимости кофе, так как покупают этот продукт за валюту. И если российская валюта просела по отношению к доллару с начала года на 27%, то минимум на столько же следует ожидать и рост цен на кофе.

Еще один фактор, влияющий на рост цен, — это логистика. По данным руководителя компании «Милфудс», купившей бизнес финской Paulig в России, Викаса Сои, затраты на транспортировку кофе в Россию в прошлом году увеличились в пять раз — с двух тысяч долларов до десяти тысяч за один контейнер. Кроме того, трехкратно возросло время ожидания доставки — с одного до трех месяцев. Увеличение сроков доставки связано с тем, что раньше поставки кофе в Россию шли через Европу, но теперь из-за санкций этот путь оказался закрыт. Сейчас импортеры доставляют кофе в Россию обходными путями, что сказывается и на стоимости доставки, и на ее сроках.

Третья причина роста цен на кофе — непогода и низкий урожай. Например, с этой проблемой в прошлом году столкнулся Вьетнам. Эта страна является крупнейшим в мире производителем кофе сорта Робуста, а также основным поставщиком этого продукта в Россию. На его долю приходится 40,4% от общего объема поставок. В прошлом сезоне эта страна не смогла купить достаточного количества удобрений из-за роста их стоимости. Отсюда — низкий урожай кофе. Как следствие, цены на этот сорт пошли вверх.

В Бразилии, которая занимает вторую строчку по объемам поставок кофе в РФ, в прошлом сезоне столкнулись с сильнейшей засухой. А в Индонезии, напротив, были сильные дожди, что сказалось на урожае. В результате биржевые цены на кофе за последние полгода выросли в среднем на 25%. Причем на пике рост цен был на уровне 50-60%.

Страдает качество

Возросшие цены заставляют поставщиков искать варианты: использовать более дешевые сорта и менее ароматный кофе. Один из таких вариантов — увеличение доли Робусты в составе. Этот вид кофе менее насыщенный по вкусу, чем Арабика, но он дешевле и доступнее для потребителей. Увеличение доли Робусты в составе до 70-80% в тех брендах, где ранее он занимал лишь 20-30%, неизбежно сказался на вкусе привычного напитка.

Но даже этой уловки не достаточно для того, чтобы сдержать цены на кофе в России. Ранее производители этого напитка сообщили о повышении отпускных цен для торговых сетей с сентября этого года сразу на 15%. Объясняется это, прежде всего, волатильностью курса рубля, которая привела к резкому росту расходов на импорт сырья.

Ход конем: кофе на кокосовом, миндальном и… грудном молоке

Пока качество поставляемого в страну кофе падает, а цены на него растут, кофейни пытаются привлечь внимание покупателей нестандартной рекламой и новинками, доходящими до абсурда.

Так, например, к 20-летию кофейни в Ижевске выпустили рекламный буклет, задевший чувства верующих. На рекламе кофе выливалось из чайника прямо на купол колокольни собора. В церкви увидели в данной рекламе отсылки к советскому периоду, когда советские власти разрушали святыни. Рекламу признали ненадлежащей.

Другой курьезный случай произошел в пермской кофейне. Там варить кофе решили не на миндальном или кокосовом, а на грудном молоке. Стоит чашка такого напитка 650 рублей. Автор идеи — основатель сети кофеен, отмечает, что в день все его точки реализуют около 50 стаканчиков такого напитка. В Сети же прозвали эту идею «очередным гастрономическим извращением».

#Качество продуктов #Общество #Импортозамещение #Цены #Качество продуктов питания #Кофейни #Параллельный импорт #Продукты #Продукты питания #Импорт #Повышение цен #Кофе #Рост цен #Потолок цен #Цены на продукты #Дорогие продукты #Цена
Подпишитесь