Александр Дыбин
Практически одновременно с новостями о расширении БРИКС, в который приняли Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет, Эфиопия и Аргентина, из последней пришли кадры масштабных беспорядков. Города страны и столицы захлестнули массовые грабежи из магазинов. Уже несколько месяцев в стране бушует кризис: цены выросли в два раза, инфляция больше ста процентов, стране нечем платить по внешним долгам, а проблемы решают за счет пенсионеров.
Волна грабежей прошла на прошлой неделе по городам Неукен, Кордова, Мендоса, пригородах и внутренних районах столицы Буэнос-Айреса. Как сообщает издание La Nacion, сценарий всегда одинаковый: ближе к вечеру к магазину подъезжает группа молодых людей на мотоциклах и скутерах, они врываются внутрь, собирают товар и громят полки. Что не могут вынести — уничтожают.
Один из ярких эпизодов, которые обсуждают местные СМИ — владелец магазина вместе с членами семьи буквально отстреливался от грабителей из дробовика.
«Когда я увидел, что ворвались в китайский супермаркет, я понял, что наш магазин — следующий, — рассказал мужчина, — я открыл его 35 лет назад, работаю по 14 часов. Я просто защищал имущество своей семьи».
Периодически страну накрывают слухи о новых рейдах погромщиков, после этого, магазины массово закрываются. Власти обещают выделить владельцам пострадавших магазинов 7 миллионов долларов в качестве компенсации. Эти деньги возьмут у задержанных погромщиков, которых обещают лишить социальных выплат.
Аргентина сейчас находится на пике экономического кризиса. В 2022 году впервые за 30 лет уровень инфляции превысил 109%. По данным местных СМИ цены переписывают постоянно, от месяца к месяцу инфляция только растет.
«Инфляция в августе находилась на уровне роста 8,9 процента в третью неделю месяца, — пишет аргентинская газета La Nacion. — Это исследование согласуется с другими, которые прогнозируют ежемесячный рост инфляции в течение августа на уровне от 10,5 до 11 процентов. Некоторые экономисты прогнозируют гораздо более высокую инфляцию в сентябре. В то же время, в июле в отрасли зафиксирован спад на 2,5 процента. Падение промышленного производства в августе могло быть еще хуже не только из-за рецессии, вызванной высокими темпами инфляции, но и из-за блокировки импорта ресурсов, необходимых для промышленности, которую применили после того, как убедились, что больше не осталось долларов в Центральном банке».
Главные пострадавшие от этой ситуации — пенсионеры. По данным экономистов объем трат на выплату пенсий сократили на 500 млрд песо, при том, что на весь 2023 год было запланировано 800 млрд на пенсии. Размер пособия с 2019 года упал на 30%. При этом пенсионеры, как правило, не бастуют. В погромах участвуют в основном — молодые люди.
По данным The Economist, годовая инфляция в Аргентине составляет 113%. Единственное, что держит страну от краха — это деньги Китая и странная позиция МВФ. Международный валютный фонд держит треть внешнего долга Аргентины, которая должна институту 40 млрд долларов. При этом МВФ дорожит своим влиянием на Аргентину, поэтому не дает ей свалиться в дефолт: каждый раз, когда нужно выплачивать долг, МВФ дает Аргентине необходимую сумму под огромный процент. Поэтому формально долг обслуживается без просрочек, но размер долга постоянно растет.
Интересно, что проблемы в Аргентине ощущаются все острее, чем ближе президентские выборы, назначенные на октябрь. Один из кандидатов вообще предложил полностью отказаться от песо и сделать национальной валютой доллар, что уже реализовано де-факто.
На начало 2023 года в Аргентину переехали примерно 22 000 россиян. Один из релокантов из РФ Тим Шток описал ситуацию в стране на 27 августа.
«Да, инфляция тут на самом деле „мама не горюй“! Но на самом деле все не так печально. Зарплаты бюджетников, насколько я успел понять, регулярно индексируются, а вообще аргентинцы давно уже живут „в долларах“. То есть, получив зарплату, они покупают доллары, а потом, по мере необходимости, меняют их на песо, чтобы расплатиться за покупки, — рассказал он на портале VC. — Когда я приехал, доллар стоил 390 песо. Сейчас — 710. Но в то же самое время цены не выросли пропорционально. Я скрупулезно записываю свои расходы и могу сказать, что, например, мои расходы на еду упали за три месяца с 280 до 220 долларов/мес. Например, мои любимые сосиски „L’Abratto“, когда я приехал, стоили 590 песо за пачку. Сейчас они стоят 700. Но не все так безоблачно. Я с ужасом думаю, что я буду делать, когда мне понадобится обновить телефон. Цены на нормальные телефоны тут просто заоблачные. Если быть точнее — примерно в 2-2,5 раза выше, чем в России».
Автомобили, по словам релоканта, в 2 раза дороже, чем в США и Европе.