Итальянская компания SuperJet International (SJI), являющаяся совместным предприятием Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и компании Leonardo, в настоящее время находится в процессе переговоров с Европейским агентством авиационной безопасности (EASA) о возможности получения европейского сертификата типа для самолета SSJ 100, пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на свои источники.
Один из близких к SJI источников сообщил, что передача сертификата и «всей технической документации на самолет» является одним из условий, на основании которых эмиратская инвестиционная компания MarkAB Capital готова приобрести долю ОАК в SJI.
В начале февраля 2012 года EASA выдало сертификат типа A-176 для Sukhoi Superjet 100 (RRJ-95B). «Суперджет» стал первым российским пассажирским самолетом, получившим сертификацию согласно авиационным правилам CS-25 EASA, что позволило осуществлять его поставки в страны Европейского союза. Однако действие этого сертификата было приостановлено весной минувшего года. Один из наиболее известных случаев передачи сертификата типа — это покупка Airbus проекта Bombardier CSeries в 2018 году, который затем был переименован в A220. Процедура передачи сертификата типа, утвержденная EASA, предусматривает обязательное подтверждение сертификата разработчика (Design Organisation Approvals, DOA). Держателем европейского сертификата типа по-прежнему остается производитель самолета — ПАО «Яковлев» (ранее известный как «Иркут»).
Из-за наложенных санкций доля Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) была арестована, однако источник в Брюсселе утверждает, что SuperJet International (SJI) одновременно пытается убедить итальянские власти снять этот арест. Пресс-служба SJI воздержалась от комментариев до официального восстановления работы совместного предприятия. Они подчеркнули, что стремятся обеспечить будущее компании путем привлечения новых акционеров. План по перезапуску компании разрабатывается с учетом выполнения определенных условий и получения необходимых разрешений от итальянских и российских властей.
Созданная в 2007 году структурами ОАК и холдинга Leonardo (на тот момент именуемым как Finmeccanica), SJI предназначалась для настройки самолета SSJ 100 перед его поставкой зарубежным авиакомпаниям. Акции ОАК, а также четыре самолета SSJ, были арестованы в Венеции в Италии летом 2022 года. Согласно итальянским СМИ, ОАК владеет 90% акций компании на сумму $160 млн. В феврале 2023 года SJI объявила о намерении эмиратской инвесткомпании MarkAB Capital из ОАЭ приобрести 49% пакет акций ОАК, а 41% перейдут к итальянской компании Studio Guidotti International.
В июне компания SJI объявила о том, что инвестиционный офис Абу-Даби (ADIO) одобрил проект по строительству линии сборки региональных самолетов в Аль-Айне. Подробности о марке воздушных судов не были уточнены. По планам, завод в Аль-Айне может быть возведен уже к 2025 году, а к 2026 году ожидается создание цепочки поставок необходимых комплектующих между ОАЭ и Италией, сообщили из SJI. Сумма первоначальных инвестиций в проект составит около €200 млн. Один из источников, знакомых с ситуацией, подчеркнул, что итальянская сторона пытается представить эту сделку как уже осуществившуюся. Однако, по данным этого же источника, настоящего продвижения в передаче сертификата или разморозке акций пока не произошло. Снятие ареста с акций ОАК возможно, предположительно, при условии расширения обмена замороженными активами с иностранными партнерами, считает собеседник.
В случае, если держатель сертификата (EASA) прекратил свою юридическую деятельность и не способен предоставить техническое заключение о поддержании воздушной годности, EASA может передать сертификат без его участия. Однако потенциальный новый держатель должен убедить, что он способен нести ответственность за годность воздушных судов. Эксперты считают, что шансы на успешное осуществление сборки самолетов в ОАЭ минимальны без активного взаимодействия всех трех сторон — EASA, «Яковлева» и SJI. Большинство из них также выразили сомнение в возможности российской стороны содействовать или получать комплектующие от иностранных партнеров в рамках санкций.
Инсайдеры из МАК (Межгосударственный авиационный комитет) и «Авиарегистра РФ» (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта) высказали предположение, что иностранные эксперты не готовы приступать к повторной сертификации самолета, и это может занять многие годы. Источники оценивают, что минимальный период для настройки производства на заводе в ОАЭ до начала процедуры сертификации составит пять лет. Один из источников отметил, что возникнут сложности с поиском замен для многих комплектующих, начиная от систем кондиционирования и заканчивая уникальными шинами, производство которых компания Michelin из Франции приостановила в 2022 году. Некоторые собеседники газеты полагают, что главной целью властей ОАЭ в развитии авиационной отрасли является укрепление имиджа.
Член рабочей группы Международной организации гражданской авиации (ICAO) Андрей Шнырев отметил, что ОАЭ последовательно отходит от зависимости от нефтяной торговли и стремится развивать наукоемкие производства, поэтому их интерес к авиастроению не вызывает удивления. На начальных этапах европейский сертификат может не иметь особого значения, так как перспективы поставок самолетов в Европу ограничены. Он также отметил, что итальянская организация может выступить в качестве держателя сертификата, что упростит процесс его получения. Шнырев предполагает, что компания из ОАЭ может использовать четыре SSJ, находящихся в Венеции, для лучшего понимания концепции самолета, подготовки персонала и проведения испытаний.
Напомним, что российские разработчики двигателя для SSJ отказываются нести ответственность за французскую часть этого самолета. В апреле Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) обращалась к Минтрансу с просьбой наделить «ОДК-Сатурн» (входит в «Ростех») полномочиями разработчика двигателя SaM146, который установлен на SSJ 100. Такое решение необходимо было для поддержания эксплуатационной документации. Глава АЭВТ направил письмо с просьбой главе Минтранса в марте. Власти, тем временем, обещают, что до конца года на модернизацию заводов по производству самолетов будут выделены пять миллиардов рублей. Всего в течение 15 лет в отрасль планируется направить свыше 380 миллиардов рублей бюджетных средств.