Первые автосанкции Грузия ввела с 1 августа, когда запретила экспорт со своей территории американских авто с двигателя от 1,9 литров, а также гибридные и электрические автомобили. Аналогичную меру должны были ввести и в отношении европейских авто с 26 сентября. Но гайки начали закручивать раньше. Например, таможня на пункте пропуска Верхний Ларс отказывалась выпускать в Россию машины дороже 50 тысяч долларов. А сейчас автовозы и вовсе поставили на стоп.
При этом главный удар от этой меры пришелся по армянскому бизнесу, так как через территорию Грузии шел плотный поток машин, растаможенных для ввоза на территорию Таможенного союза в Армении. За 2023 год экспорт машин из Грузии в Россию вырос в 4 раза, а из Армении (через территорию Грузии) — в 12 раз.
Новые известия уже писали, что на фоне санкций между РФ, Грузией и Арменией сложилась кооперация по поставке в Россию подержанных авто из Европы и США. Машины, как правило битые, приходят в порт Поти, оттуда идут в Армению, где создан целый кластер по восстановлению. Здесь же происходило таможенное оформление. Потом машину везли через Грузию на Верхний Ларс и в Россию. Теперь этот бизнес под запретом. При этом у российских властей была масса вопросов к этой схеме. Во первых таможенное оформление в Армении предполагало существенное занижение цены авто, а значит и таможенной пошлины. Во-вторых, были вопросы к качеству таких автомобилей.
По словам предпринимателя Кирилла Базилевского, который занимается доставкой авто с аукционов, от таких санкций российский бюджет только выиграет.
«Схема была интересна, потому что машины из Европы и Соединенных Штатов растамаживались на Армению, после чего авто перевозились в Россию и там уже владелец не платил пошлину, должен был заплатить где-то в районе ста тысяч рублей за оформление документов. В общем-то этот запрет больше выгоден российской стороне, чтобы прикрыть ущерб для казны и получать полную пошлину, — говорит эксперт, — при этом я не думаю, что экспорт из Грузи будет полностью прекращен. История с армянскими номерами, да это песня, скорее всего закончилась. Так растамаживать уже не получится. Что касается всех остальных машин в самой Грузии, то лазейки есть, будет некоторое удорожание, думаю, на несколько сотен долларов. Но люди, которые работают в этом направлении, будут пользоваться лазейками и экспорт все равно будет».
Вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин отметил, что армянский импорт хоть и вызывал вопросы, был не главной головной болью. Проблемы с занижением стоимости и соответственно размера пошлины больше характерны для импорта из средней Азии.
«Армянский транзит гораздо меньше по объемам, чем киргизский или казахских, — говорит Шапарин, — но все-таки машины через Армению шли. Серьезного воздействия на рынок этот запрет, конечно, не окажет. Но и главная проблема не решена: в Киргизию автовозы выстраиваются в очереди для того, чтобы вести машины в Российскую Федерацию. Решать надо вот эту проблему».