Posted 14 августа 2023, 10:36
Published 14 августа 2023, 10:36
Modified 14 августа 2023, 13:13
Updated 14 августа 2023, 13:13
Александр Дыбин
Mercedes-Benz и BMW окончательно отключили бывших российских партнеров от своего программного обеспечения. Без него обслуживать и ремонтировать машины становится крайне сложно, а без связи с серверами автозаводов не подключить новое оборудование вроде магнитолы или электронные компоненты. К чему это приведет на практике? Дилеры говорят, что будут обслуживать машины на основе «накопленного опыта и знаний» — что бы это ни значило.
«Раньше Mercedes покупали гораздо менее обеспеченные люди, это была более доступная машина, но сейчас Mercedes C-класса требует такого же внимания и усилий, чтобы его поддерживать, как и Mercedes S-класса, точно так же придется прописывать запчасти он-лайн, — говорит вице-президента Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Таким людям сейчас сложно, они ищут решения, и чаще всего находят. Мы не можем сказать, что за прошедшие месяцы, когда компания „Мерседес“ ушла из России, их продукция превратилась в тыкву. Этого не произошло. Так что будем смотреть, как сейчас получится обходить возникшие сложности и ограничения. Есть надежда, что и здесь российский сумрачный гений сможет победить тевтонский сумрачный гений».
Как рассказал «Новым известиям» председатель правления союза Автосервисов Александр Пахомов, отключение от ПО — мера болезненная, но не смертельная.
«Хакнуть эту систему практически невозможно, — говорит он, — да, что-то мы можем заменить, но какие-то элементы этого программного обеспечения заменить невозможно. Сейчас много автомобилей 20-22 годов выпуска, у которых многие ремонтные процедуры и даже инструкции по ремонту могут быть получены только он-лайн при подключении автомобиля к серверу завода-изготовителя. И как раз такие процедуры становятся практически невозможными. Конечно, есть пути обхода. Через партнеров в дружественных странах. Все это создает трудности, „Мерседеса“ еще в прошлом году отключил почти все, даже то, что поддерживалось по гарантии. Этого следовало ожидать, и рынок в целом готов адаптироваться. Весь вопрос в цене. В принципе никто не мешает погрузить вставший „Мерседес“ на эвакуатор и вывести за границу, например в Финляндию для ремонта. Только обойдется это очень дорого. Все зависит от того, сколько хозяин автомобиля готов за это все платить. Наверное, есть часть владельцев, для которых это стало неподъемным. Их путь — продать машину и взять что-нибудь китайское. Кто-то скажет ладно, люблю эту машину, буду ходить без штанов, но ездить именно на ней. А для кого-то такие увеличения стоимости содержания премиальных автомобилей это как укус комара, не дороже содержания яхты в средиземном море».
Премиальный сегмент — это своеобразная вершина автомобильного айсберга. В России эта часть рынка всегда был островком стабильности. Ни один кризис, ни курсовые колебания, ни санкции не влияли на продажи дорогих машин. Когда дилеры «Лады» и Hyundai гоняли ветер по пустым салонам, у BMW и Mercedes были бодрые продажи. Все это рухнуло в феврале 2022 года.
По статистике за последние 10 лет Mercedes продавал в России не менее 40 тысяч автомобилей. Дважды (в 2015 и 2019) премиальная марка попадала в десятку самых популярных по итогам года, при том, что конкурировала она с масс-маркетом и бюджетным АвтоВАЗом. Кто-то скажет, что в масштабах планеты, это не так много, Россия — не самый важный рынок для производителя. Да, кассу Mercedes делают Китай и США, где в 2021 году продано 598 и 289 тысяч авто соответственно. Россия с 44 тысячами авто заняла 10 место в рейтинге стран. Но наши цифры продаж были сопоставимы с рынками Бразилии, Японии, Южной Кореи и Италии.
В случае с BMW, статистика выглядит еще лучше. В 2021 году Россия была на 7 месте среди всех стран по количеству проданных баварских авто — 46 тысяч, что больше чем во Франции и Японии. Такая статистика продаж позволяла мировым лидерам автопрома заниматься локализацией авто в России. BMW производили на Калининградском Автоторе, а Mercedes накануне санкций успел сдать суперсовременный завод по Москвой. В 2022 году продажи премиум-авто упали в разы, а в 2023 число сделок измеряется сотнями. Машины везут окольными путями через страны СНГ, а цена на них выросла до 15-20 миллионов.
Дилеры, которые еще торгуют премиальными машинами оптимизма по поводу этого бизнеса не испытывают. Дело только в ПО, а в том, что добывать такие машины из параллельного импорта сложно и дорого, клиентская база стремительно сокращается, а число конкурентов наоборот — растет. Если раньше, чтобы стать дилером, нужно соответствовать требованиям бренда, вложиться в оборудование, здание, персонал. Сейчас, же возить машины по параллельному импорту может любой желающий.
«Ситуация в этом сегменте действительно сложная, — признался руководитель одного из дилерских центров Mercedes, — пока кто-то из дилеров в ожидании возобновления продаж, но многие либо ищут замену в Китае, либо уходят из премиального сегмента. Сервисная поддержка работает, но все стало существенно дороже. И сроки доставки запчастей выросли. Скорее всего, большинству премиальных дилерских центров придется либо перепрофилироваться, либо закрыться. Но парк уже эксплуатирующихся автомобилей достаточно большой, и еще какое-то время рынок сервиса будет существовать».
Антон Шапарин из Национального автомобильного союза уверен, что спрос на премиум никуда не уйдет.
«Всегда есть люди, которые хотят ездить с большим комфортом, пафосом, стилем, спортом, — говорит он. — Есть люди, которым не хватает характеристик „Чанган“ и „Черри“, которые хотят, чтобы за брендом стояла история. Для России этот рынок был значимым и в деньгах в том числе. Доля доходила до десятков процентов. И сейчас люди покупают такие машины, и по двадцать миллионов рублей, потому что богатых людей в стране много. Многие, впрочем, надеются на традиционные русский авось, что мы все же сможем обслуживать эти авто, найдутся умельцы. Но есть и люди, которые смотрят в сторону китайского автопрома, тот же „Хунцы“. Хотя там нет ни спорта высших достижений, ни ультра-люкса, а есть традиционные китайские огрехи».