МЦД-3 запущен в работу 17 августа президентом Владимиром Путиным и мэром столицы Сергеем Собяниным. Это третий маршрут масштабного проекта «Московские центральные диаметры», который объединяет транспортные системы столицы и Мособласти. По сути МЦД — это наземное метро, которое позволяет пересечь Москву через центр города и пересесть на метро, МЦК или другие диаметры. Поезда отправляются в режиме метро: в час-пик каждые 5-7 минут и без дневного окна, когда поездов попросту нет.
МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» напрямую связывает столичный Зеленоград и подмосковный город Раменское. Длина маршрута — 85 километров. Предусмотрены 38 станций: Зеленоград, Малино, Фирсановская, Сходня, Подрезково, Новоподрезково, Молжаниново, Химки, Левобережная, Ховрино, Грачевская, Моссельмаш, Лихоборы, Петровско-Разумовская, Останкино, Рижская, Митьково, Электрозаводская, Авиамоторная, Андроновка, Перово, Плющево, Вешняки, Выхино, Косино, Ухтомская, Люберцы, Панки, Томилино, Красково, Малаховка, Удельная, Быково, Ильинская, Отдых, Кратово, Есенинская, Фабричная, Раменское, Ипподром.
По прогнозу после запуска МЦД-3 московское метро разгрузится на 15 процентов, в первую очередь, свободнее станет на трех линиях: Люблинско-Дмитровской, Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской.
Цена зависит от зон, которые пассажир пересекает по пути. Всего их три.
Центральная: от Ховрино до Ухтомской (Ленинградский и Казанский вокзалы входят в эту зону). Разовая поездка по билету «Кошелек» карты «Тройка» — 50 руб.
Пригород: от Зеленограда до Левобережной и от Люберец до Ипподрома. Разовая поездка по билету «Кошелек» карты «Тройка» — 65 руб.
Дальняя: от Клина до Алабушева и от 88 км до Совхоза. Разовая поездка по билету «Кошелек» карты «Тройка» — 30 руб. за каждую зону. При поездке в зону Пригород или Центральная — 65 руб. + 30 руб. за каждую зону в зоне «Дальняя».
В МЦД отмечают, что предусмотрена бесплатная пересадка на метро и МЦК, пассажиры из зоны «Пригород» — жители Зеленограда, Химок и Раменского — смогут сэкономить в некоторых случаях почти в 4 раза.
Для МЦД разработаны специальные поезда «Иволга», которые поставляются в разных модификациях. Это просторные вагоны, ориентированные на город — с массой поручней и держалок. А так же современным табло, подстаканниками и USB-гнездами и беспроводными зарядками.
Первые две линии МЦД «Белорусско-Савеловский» Лобня-Одинцово и «Курско-Рижский» Нахабино-Подольск — запустили в 2019 году. За 4 года по ним совершено 600 миллионов поездок. Экономия на проезде на одного пассажира составила до 67 тысяч рублей.
Еще две линии МЦД-4 и МЦД-5 обещают запустить в ближайшем будущем.
МЦД-4 «Калужско-Нижегородского» Апрелевка — Железнодорожный должна начать работу осенью 2023 года.
МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий» соединит Домодедово и Пушкин. Пятая линия должна появиться через 2-3 года.