Posted 8 августа 2023, 09:51
Published 8 августа 2023, 09:51
Modified 8 августа 2023, 10:07
Updated 8 августа 2023, 10:07
Нехватка у России транспортных судов, а также поведение западных зерновых трейдеров в отношении Москвы увеличивают затраты на перевозку российской пшеницы, сообщает Reuters. Как известно, после остановки «зерновой сделки» и фактической блокады украинских портов, Путин пообещал Африке заменить украинское зерно российскими поставками
Однако в ответ Украина с помощью морских беспилотников атаковала российский военный корабль и российский нефтяной танкер, тем самым еще больше обострив ситуацию с судоходством в Черном море.
В этой связи, глава Союза экспортеров зерна России Эдуард Зернин отметил, что возможно усиление так называемых «скрытых санкций», которые «могут привести к увеличению расходов на фрахт и страхование» для российских судов. А это «отразится на уровне цен на пшеницу и другие зерновые на мировом рынке».
Несмотря на то, что экспорт сельскохозяйственной продукции не подпадает под прямые европейские и американские санкции, введенные после вторжения России в Украину в прошлом году, Москва заявляет, что ограничения, наложенные на банковские переводы и российских физических лиц, являются «скрытыми санкциями» и в отношении торговли продовольствием.
Финансовые риски и риски безопасности, связанные с торговлей с Россией, и усугубляемые проблемами судоходства в Черном море, увеличивают стоимость фрахта для Москвы и вынуждают ее использовать более старые и маленькие суда, которыми управляют менее известные судоходные операторы, сообщает Reuters.
По словам источников, ситуация вызывает сомнения в том, сможет ли Россия поддерживать рекордные темпы экспорта, а, если нет, это может привести к росту мировых цен на пшеницу. «России будет нелегко», — сказал один из руководителей международной зерновой отрасли.
В прошлом году Россия экспортировала рекордный объем пшеницы на судах, зафрахтованных у международных компаний и трейдеров. Однако в последние несколько месяцев России пришлось все больше полагаться на «теневой флот» из старых судов, обычно эксплуатируемых компаниями, базирующимися в Турции и Китае, сообщили три источника в судоходной отрасли.
Эксперты отмечают, что количество запросов на фрахт в июле удвоилось по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Более того, запросы на фрахт судов в августе выросли на 40% по сравнению с июнем и, вероятно, будут расти дальше по мере того, как экспортный сезон набирает обороты.
А в то же время, западные судоходные группы сообщили агентству, что прекратили сотрудничество с Россией после начала СВО в Украине.
После прекращения «зерновой сделки» и Россия, и Украина, как известно, предупредили, что все суда, направляющиеся в порты друг друга, могут рассматриваться как законные военные цели, что, по словам трех источников в морском страховании, стало еще одним ударом рынку зерна.
Страхование судов, направляющихся в российские черноморские порты, в настоящее время обходится в десятки тысяч долларов в виде дополнительных ежедневных взносов, сообщили три источника, причем ставки выросли после атак России на другие водные пути Украины через Дунай в последние дни и реакции на них Киева.
Один из источников сказал, что даже до страховки судовые операторы взимали на 10 000 долларов в день больше за российские грузы, чем за грузы, отправляющиеся из близлежащих портов Болгарии и Румынии, поскольку крах сделки и эскалация конфликта в Черном море давали о себе знать.
Между тем, через черноморские терминалы проходит около 70% экспорта зерна из России. Среди них порты Новороссийск и Тамань.
Пока же, отмечает агентство, несмотря на напряженность, мировые цены на пшеницу остаются значительно ниже пика после прошлогодних событий, вызвавших даже угрозу глобального голода. Изъятие большего количества украинского зерна с мирового рынка может усилить давление на рынок, если только российский экспорт или обильные урожаи других производителей не компенсируют разницу.
Два источника заявили, что эскалация напряженности в Черном море, вероятно, повлияет на объемы российского экспорта и отпугивает судоходные компании от захода в российские порты, особенно новых судов с большим грузоподъемностью.
В заявлении для Reuters министерство сельского хозяйства России прогнозирует, что экспорт зерна упадет примерно на 8% в сезоне 2023/24 по сравнению с прошлогодним максимумом в 60 млн тонн. Причину падения он не назвал.
Экспорт пшеницы сократится чуть меньше, до 44-45 млн тонн, сказал Зернин.
Сегодня по оценкам экспертов, российским экспортерам необходимо 34 судна-зерновоза грузоподъемностью 60 тыс. тонн и 27 судов грузоподъемностью 40 тыс. тонн, но когда они могут быть построены на российских верфях, не сообщается.
Российская государственная сельскохозяйственная лизинговая компания «Росагролизинг» заявила в марте этого года, что разместила заказы на суда-зерновозы, которые планируется запустить в течение трех лет. Строительство новых кораблей обычно занимает до трех лет.
Судя по данным экспертов, возраст многих судов из текущего российского флота, состоящего из 31 сухогруза, в основном небольшого размера, превышает 30 лет, что затрудняет доступ к некоторым портам с жесткими требованиями к судам старше определенного возраста.
«Мы не видим, чтобы Россия строила собственный флот с нуля в краткосрочной перспективе, чтобы удовлетворить свои насущные потребности. Основное внимание будет уделяться фрахтованию с коммерческого рынка», — сказала агентству аналитик консалтинговой компании Control Risks Виктория Митчелл.