Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на мнение участников рынка, основанное на анализе новых правил бюджетных выплат по демпферу. После того как с 1 сентября бюджетные выплаты будут сокращены вдвое, Белоруссия может полностью прекратить поставки топлива на внутренний рынок России.
«Белорусское дизтопливо составляет существенную долю в биржевых продажах, а его возможный уход уже привел к повышению оптовых цен до рекордных значений», — пишет Forbes.
Поставки топлива с белорусских НПЗ ведутся с конца 2022 года на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ). НПЗ продают бензин и дизтопливо российскому трейдеру, а тот размещает приобретенные объемы на СПбМТСБ, чтобы продавать их по внутрироссийским ценам.
Для компенсации разницы между закупочной и российской ценой государство перечисляет трейдеру демпферные выплаты из бюджета. Их общий объем с октября 2022 года превысил 1 млрд рублей.
Однако теперь российские власти внесли изменения в Налоговый кодекс, которые наполовину сокращают объем демпферных выплат. Это сделает поставки топлива в РФ невыгодными для белорусских производителей.
Вместо того, чтобы торговать себе в убыток, производители предпочтут направлять бензин в дальнее зарубежье, используя российские порты лишь как перевалочные базы, полагают эксперты.
Между тем, доля белорусских НПЗ в общем объеме продаж бензина и дизтоплива в РФ составляла от 4 до 14%. Уход белорусского игрока с рынка чреват возникновением топливного дефицита на российском рынке, а также еще более резким скачком цен на топливо. Уже сегодня в ожидании возможного дефицита в этой сфере происходит существенное повышение стоимости продукции.