Екатерина Максимова
С 7 августа, как ранее анонсировал финансовый блок кабмина, Минфин планирует возобновить операции по покупке валюты в соответствии с бюджетным правилом. На это Минфин пойдет впервые с января 2022 года. Предполагаемый объем закупленной валюты за месяц (с 7 августа по 6 сентября) достигнет 40,5 млрд рублей, то есть ежедневно ведомство будет покупать примерно 1,8 млрд рублей.
Экономист Николай Кульбака отмечает, что действия властей окажет влияние на валютные котировки.
«Похоже, золотовалютные резервы для руководства страны важнее курса доллара. Это, безусловно, будет оказывать влияние на рубль в негативную сторону, потому что увеличивается спрос на валюту. Девальвация рубля продолжается, соответственно, инфляция разгоняется. Проблема очень простая: государству девальвация выгодна, потому что она позволяет наполнять бюджет и выполнять обязательства перед гражданами — в номинальном выражении. Так что да, государство решает свои проблемы за счет граждан. Дело том, что фактически финансовые власти России пытаются решить проблему, решение которой лежит не в экономической плоскости. Они спасают, точнее, пытаются спасти бюджет российский, российскую экономику, но в тех условиях, когда ее спасать очень сложно, потому что государство непрерывно придумывает какие-то новые проблемы для российской экономики», — отметил для «Новых Известий» Николай Кульбака.
Инвестбанкир, профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган, который практически ежедневно в своих социальных сетях оценивает ситуацию на валютном рынке, напоминает: то, что нефть растет, рубль укрепляется — это уже не аксиома.
«Кто виноват? Минфин ссылается на торговый баланс, приток и отток валюты в страну, сезон отпусков. Другие перекладывают ответственность на геополитику и действия (или как раз БЕЗдействие) ЦБ. А, может, одна из причин кроется именно в структуре валютной выручки? Или в том, что приходится сейчас „переваривать“ огромные сверхплановые расходы бюджета? Или в оттоке капитала, основной причиной которого как раз и выступают геополитические риски и высокий уровень неопределенности. Тогда картинка будет полной. Понятно, что каждое снижение на рубль по отношению к доллару США означает 100–120 млрд рублей дополнительных доходов для бюджета», — рассуждает Коган.
Официально озвученные причины ослабления рубля понятны: и министр финансов Антон Силуанов, и глава Центробанка Эльвира Набиуллина объясняли «крах» российской валюты в середине 2023 года ослаблением торгового баланса (приток валюты в страну уменьшился, спрос на нее, напротив, вырос). И в июне платежный баланс впервые оказался для России отрицательным — минус 1,4 млрд долларов.
«Другая немаловажная причина слабости рубля — то, что наши власти разрешили российским компаниям оставлять валютную выручку на своих зарубежных счетах. Если наши компании-экспортеры могут вообще не возвращать выручку на местный рынок, уровень поступления валюты будет достаточным ровным для того, чтобы закрыть нужду в налоговых выплатах. Этот фактор также играет в пользу слабости рубля в среднесрочной перспективе», — объяснил аналитик «Финама» Александр Потавин.
В это же время российская экспортная нефть марки Urals подорожала, но это не помогло рублю укрепиться. Потавин отмечает, что такая ситуация связана с активным переходом во внешней торговле на рубли и валюты дружественных стран, что с учетом высоких объемов импорта и оттока капитала из России создает нехватку твердой валюты на местном рынке.
Евгений Коган в очередной раз напоминает, что рубль, который отправился в свободное падение, ускорит инфляцию и вынудит Центробанк вновь поднимать ключевую ставку.
Николай Кульбака также уверен, что ради борьбы с инфляционными процессами ЦБ, вероятно, в сентябре вновь ужесточит денежно-кредитную политику.
«Что, в свою очередь, будет бить молотком по экономическому росту. Пардон…., но как-то нелогично все это. То есть логика у всех своя. А вот в целом … картинка более чем грустная. Может, пришло уже время, увы, в ручном режиме, но возвращать курс в более комфортное для экономики положение? Ну, к примеру, на уровень 85-90? Только не надо рассказывать сказок, что это невозможно. Может, поактивнее задействовать „мечту“ экспортеров возвращать на родину валютную выручку? Учитывая текущие реалии, возможностей быстро вернуть курс „на место“ хватает. Было бы желание и соответствующие распоряжения», — говорит Евгений Коган.
По его мнению, такой сценарий — ручного управления — вполне возможен.
Финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов считает, что если доллар сумеет преодолеть отметку в 97 рублей, то вскоре он может взлететь и до трехзначных значений.
«Доллар к рублю находится в растущем тренде, хотя он с начала августа взял слишком резкий старт, и уже подбирается к области исторических максимумов. Это означает, что цель в 100 рублей за „американца“ выглядит реальной и даже достаточно близкой», — прогнозирует эксперт. По его мнению, цитирует Антонова портал Банки.ру, уже в ближайшие месяц-полтора доллар может добраться до 109 рублей.
Но пока нет смысла в панике бежать в банк и скупать валюту, считает он. Новое повышение ключевой ставки ЦБ, которое большинство аналитиков прогнозируют уже на следующем заседании регулятора 15 сентября, может косвенно поддержать рубль и развернуть доллар к цели в 90 рублей, отмечает аналитик.
Заведующий лабораторией финансовых исследований Института Гайдара Алексей Ведев полагает, что с учетом роста цен на нефть (если прогнозы зарубежных аналитиков оправдаются и нефть продолжит дорожать) к концу года курс доллара будет в коридоре 75-80 рублей за доллар и, как следствие, произойдет снижение инфляции.
Директор департамента операций на финансовых рынках банка «Русский Стандарт» Максим Тимошенко, напротив, отметил, что рост цен на энергоносители и, в частности, снижение дисконта марки Urals, будет иметь отложенный эффект, отчасти снивелированный снижением добычи нефти в России. А определяющим для рубля все же выступает сальдо платежного баланса. И пока оно не в пользу рубля — активный импорт при сжимающемся экспорте.
Александр Потавин полагает, что повышение цен на нефть все-таки окажет поддержку курсу рубля. «Но ситуация такова, что выручка от продажи нефти по более высоким ценам поступает экспортерам с задержкой как минимум на месяц. Поэтому, возможно, ближе к осени мы увидим рост объемов твердой валюты на продажу на внутреннем рынке — это остановит девальвацию рубля. Наш прогноз по курсу доллара до конца года — 87-97 рублей, а на август — 90-94 рублей», — поделился оценкой аналитик «Финама».