Считаем и плачем. Пять вопросов о новом утилизационном сборе на авто

Считаем и плачем. Пять вопросов о новом утилизационном сборе на авто

2 августа 2023, 14:06
На российский авторынок идет очередная волна повышения цен. На этот раз прайсы автосалонов и перекупщиков поднимут новые ставки утилизационного сбора. Сильнее всего они ударят по машинам из параллельного импорта. Разбираемся, сколько теперь придется доплачивать, и как не попасть на деньги.

С 1 августа в России начали действовать новые ставки утилизационного сбора, который нужно заплатить при ввозе в страну автомобиля. Больше всего этому нововведению рады на «АвтоВАЗе», а так же дилеры китайских брендов. Первым утильсбор компенсирует государство, вторые продают машины с объемом двигателя в основном до 2 литров, а для них ставки изменились не сильно. Кто пострадает? В первую очередь, фанаты «настоящих иномарок», которые сейчас в страну не поставляются и едут к нам по параллельному импорту. Именно в этом сегменте увеличение сбора будет кратным. Кроме того, в ряд случаев будет отменена льгота для ввоза машин физлицами и вместо 4 тысяч придется заплатить больше миллиона. Давайте разбираться.

«Минпромторг пытается защитить локальных производителей от конкуренции. Со спросом как раз всё хорошо, и по итогам года, я прогнозирую объем рынка, порядка 900-950 тыс. шт. в зависимости от динамики курса рубля и ставок по кредитам. Проблема с предложением. Не смотря на то, что АВТОВАЗ лидирует, однако уровень модельного ряда АВТОВАЗа крайне скуп и, отнюдь не дёшев, учитывая изобилие марок и моделей до февраля 2022 года, — говорит автоэксперт Сергей Бургазлиев. — Очевидно, цены будут только расти как на импортируемые авто, так и на локальные. Мы уже не раз наблюдали, как тот же АВТОВАЗ, пользуясь полученными преференциями созданными правительством, вследствие того, что импортируемые авто подорожают, вместо того, чтобы заниматься развитием и локализацией, неоднократно, вслед, увеличивал цены и на свою продукцию».

1. Насколько вырастет цена на авто?

Сначала разберемся с ценой на ввоз машин юридическими лицами. Новые ставки выглядят так:

  • От 0 до 1 литра — ставка выросла на 40 000 рублей и составила 81 200 рублей.
  • От 1 до 2 литров — ставка выросла на 127 600 и составила 306 000 рублей.
  • От 2 до 3 литров — ставка выросла на 585 200 рублей и составила 844 800 рублей.
  • От 3 до 3,5 литров — выросла на 688 400 рублей и составила 970 000 рублей.
  • Больше 3,5 литров — выросла на 790 000 и составила 1 235 000 миллиона рублей.

 

Разница между старой и новой ставкой и прибавится к цене на машины, которые везут по параллельному импорту. Что это за авто? Под сильное подорожание подпадают мощные модели Kia и Hyundai, Toyota Camry, Rav4, LC300, Mitsubishi Outlander, Mazda, многие премиальные бренды BMW, Audi, Mercedes, Porsche, Lexus и другие.

2. А если привезти машину на физическое лицо?

Установлены новые тарифы для ввоза иномарок физлизами. До 3 литров включительно, тариф не меняется — 3400 рублей. Для машин от 3 до 3,5 литров сбор увеличен в 285 раз — до 970 тысяч. А для авто больше 3,5 литров — в 363 раза, до 1 235 000 рублей.

Но, как всегда, есть нюанс. Если физик сначала ввез машину до 3 литров, а потом продал ее в течение года, к нему применяются тарифы как для юридических лиц. То есть вместо 3400 тысяч — сотни тысяч рублей. И доплатить эту разницу, судя по всему, придется покупателю. Зачем это нужно? Таким образом бьют по перекупам и схеме параллельного импорта в целом, потому что поток авто от недружественных брендов идет через Среднюю Азию и оформляется как раз на физлиц. Если ты привез машину для себя — катайся и радуйся. Если ты перекуп или номинал в схеме параллельного импорта — плати как юридическое лицо.

 

3. Что с этого простым людям?

Во-первых, машины подорожают. Сразу и все. Причем, не столько «параллельные». Отечественный автопром тоже решил повысить цены, хотя утильсбор ему компенсируют Например, «Москвич» объявил о повышении цен на все модели на 10%. Любые новшества на рынке всегда используются как повод для повышения цен. Даже на маломощные машины будут повышать цены «за компанию».

Второй нюанс — это риск попасть на деньги после покупки иномарки, привезенной и растаможенной после 1 августа 2023 года. Если машина до 3 литров завозилась физлицом и была продана менее чем через год, к покупателю скоро придет письмо из таможни с настойчивой просьбой оплатить разницу между 3400 и, например, 844 800. И ругаться или судиться с продавцом будет бессмысленно, по закону, он ничего не нарушил.

По словам Сергея Бургазлиева, вопросов о том, кто и как будет доплачиваться разницу много, потому что четко это в законах не прописано.

«Покупатель, приобретая автомобиль в России должен самостоятельно или с помощью специалистов, внимательно изучать всё документы на авто. Особенно, это касается договора купли-продажи или предварительного договора купли-продажи. Очень много нюансов, в наше время, вплоть до того, в какую кассу т. е. в кассу какой компании вносятся деньги при покупке. — говорит эксперт. — Если авто легально растаможен первым владельцем в России, приобретён другим лицом честно, и затем, по каким-то причинам новый владелец хочет его продать, то никаких дополнительных начислений для нового владельца я не предполагаю, а вот для первого владельца встанет вопрос допуплаты остатка утильсбора, иначе автомобиль не сможет быть снят с учёта и переоформлен на второго в России владельца, но вот тут и есть ключевая законодательная проблема, состоящая в том, что утильсбор не является налогом и непонятно как его можно доначислить».

Третий риск. Если вы привезли машину для себя, покатались на ней год-два, а потом продали. Следующая машина будет для вас по расценкам юрлиц. В законе указано, что вторая и последующие машины считаются уже бизнесом, а значить платить надо больше. При этом норма размытая: по логике речь идет о покупке машины в течение года. Но четко это не прописано, истолковать можно и так, что одна импортная машина на всю жизнь. Попадется принципиальная таможня со своей трактовкой закона, у будет большая головная боль.

4. Можно ли это обойти?

Рынок пока не нашел стопроцентную лазейку и пока за параллельный импорт тревожно. Первая мысль, которая уже озвучена перекупами — продавать машины по доверенности. Но тут масса проблем, как для покупателя, так и для продавца. Доверенность можно отозвать, право владения никак не зафиксировано, что дает простор для мошенников. Продавцу тоже не сахар — он отвечает за штрафы и ДТП, совершенные на этом авто.

Еще одна идея — отстаивать машины в течение года. На нашем неспокойном рынке это выглядит опасно, ведь деньги надо заморозить на год, поставив машину на стоянку.

Третий вариант обхода — перекупы или автофирмы перейдут в режим брокеров, то есть машина сразу будет оформляться на покупателя. Правда, и тут есть подводные камни. Придется отдавать всю сумму сразу, или брать кредит на полную стоимость машины. А потом ждать поставки. В дороге может что-то произойти, доставка затянуться — все это нервы и риски для покупателя. И опять же, чем сложнее схема, тем больше возможностей для жуликов.

 

5. Так почем теперь будут машины?

То, что везут по параллельному импорту для истинных фанатов иномарок, прибавка составит около миллиона рублей. Это мощные модели Toyota, Skoda и Volkswagen с объемными двигателями.

Hyundai Sonata с мотором 2,5 литра сейчас доступна по старым ценам за 2,9 млн руб, но ввезенные с 1 августа машину будут стоить дороже на 585 200 рублей для юрлиц и на 841 400 рубль для физлиц. Toyota Camry по старым ценам была 3,2 — 3,4 миллиона рублей, теперь будет 4 миллиона. Mazda 6 продавали за 3,3 млн рублей, теперь она будет стоить в районе 4-х, Mazda CX-5 с 3,6 млн подскочит до 4,4 — 4,5 млн, а некогда бестселлер Toyota RAV4 c новыми сборами пробьет отметку в 5 млн.

Что будет с премиальным сегментом? Есть мнение, что какие-то элитных марок уйдут с рынка, так как их будет не выгодно возить, но большая часть люксовых машин никуда с рынка не денется. Те, кто готов брать машину за 15-20 миллионов рублей не заметят повышение цены на 1,2 млн рублей.

#Российские авто #Экономика #Китайские авто #Авторынок #Бизнес #Санкции #Авто
Подпишитесь