Недавно на рассмотрение в правительство был внесен законопроект, по которому штрафы по 17 «предпринимательским» статьям в КоАП должны быть снижены в 2 раза. По задумке авторов, такие изменения должны были бы повысить привлекательность предпринимательской деятельности и стимулировать инвестиции в экономику страны.
В правительстве этот законопроект не поддержал никто, начиная от Минэкономразвития и Минфина и заканчивая ЦБ с Росавиацией. Формальной причиной для отрицательного отзыва стало отсутствие обоснования того, что же даст такое послабление. К тому же в правительстве указывают на то, что по части статей, перечисленных в законопроекте, и так уже снизили нагрузку в конце прошлого года — за впервые совершённое нарушение можно получить предупреждение, а не штраф, за несколько идентичных нарушений можно получить только один штраф, скидка в 50% при быстрой оплате штрафа.
Но ловушек, в которые могут попадаться предприниматели, оказалось побольше, чем послаблений. Статистика сбора штрафов подтверждает: удавка на шее бизнеса затягивается всё сильнее. В прошлом году, по данным индекса «Административное давление», который рассчитывает институт бизнес-омбудсмена на основе данных от Росстата, предприниматели заплатили штрафов на 53,97 млрд рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2021 году. В основном рост сборов штрафов произошёл по антимонопольной статье — за «злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» (на эту статью пришлось 26 млрд рублей) и по таможенной статье — за незаконное перемещение товаров через границу (8,6 млрд рублей). Взыскания по остальным статьям снизились на 12 млрд рублей. Но у правительства есть шанс наверстать упущенное с вводом новых правил и новых штрафов. Прошедшие два летних месяца текущего года были очень плодотворными. Могут же депутаты и сенаторы быстро работать, если у них есть стимул — в данном случае это дефицит федерального бюджета, который надо устранять любой ценой. Вот как это будут делать.
Все рекламодатели сейчас обязаны маркировать свою рекламу — чтобы ни у кого из целевой аудитории не оставалось сомнений в том, что это именно реклама. Да и разбираться с фактами недобросовестной рекламы с запрещёнными приёмами так проще.
Только вот до сих пор у организаторов рекламных кампаний отсутствует полное понимание того, что и как надо маркировать. Зато административная ответственность за нарушение маркировки вводится уже с 1 сентября 2023 года. Сейчас кто-то умышленно не вставляет идентификатор в свою рекламу, кто-то допускает ошибки из-за неоднозначности формулировок в законе. Так, например, руководитель партнёрского маркетинга Calltouch Елизавета Лисина отмечает, что в РФ нет чёткого определения для саморекламы. Из-за этого не понятно, надо ли маркировать рассылки по клиентской базе, информацию от клиентов и партнёров, пресс-релизы, нет чёткого понимания, какие страницы сайтов компаний попадают под определение рекламы, а какие нет. В тени также остаётся нативная реклама — рекомендации пользователей и блогеров.
Хорошей статьёй дохода для бюджета могут стать новые штрафы за утечку персональных данных. Взлом баз данных и продажа персональной информации на чёрном рынке, которой впоследствии могут пользоваться мошенники, — настоящая чума XXI века. По оценке «Лаборатории Касперского», в прошлом году было выявлено 168 значимых случаев краж персональных данных.
На прошлой неделе сенаторы Андрей Турчак и Ирина Рукавишникова, а также депутат Александр Хинштейн направили премьеру Михаилу Мишустину законопроект, который накладывает ответственность за кражу персональных данных на операторов этих персональных данных. Это может быть любой самый маленький интернет-магазин, продающий копеечные безделушки, но который требует регистрации для совершения покупки. Есть у него средства для выстраивания передовой и очень дорогой системы IT-безопасности, или нет — не важно. Вся ответственность будет на нём.
— Если злоумышленники похитили данные от 1 тыс. до 10 тыс. человек, то штраф для юрлиц составит 3–5 млн рублей;
— Если злоумышленники похитили данные от 10 тыс. до 100 тыс. человек, то штраф для юрлиц составит 5–10 млн рублей;
— Если злоумышленники похитили более 100 тыс. записей, то штраф составит 10-15 млн рублей;
— Если злоумышленники повторно похитили более 1 тыс. записей, то штраф составит 0,1-3% выручки за календарный год, предшествующий нарушению, или за часть текущего года. Но штраф должен быть в пределах 15-500 млн рублей;
— Если злоумышленники похитили биометрические данные граждан, то штраф составит 15-20 млн рублей.
Сейчас тоже существуют штрафы за утечку персональных данных, но они куда скромнее: 100-300 тыс. рублей.
Биометрические данные (фото лица, запись голоса, отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза, рисунок вен на ладони), которые собирали банки и сейчас передают в государственную Единую биометрическую систему, могут открывать мошенникам колоссальные возможности вплоть до совершения банковских операций. Новый закон, принятый на прошлой неделе в первом чтении, направлен на то, чтобы остановить неконтролируемое распространение биометрии. Фактически монополистом на биометрию граждан должно стать государство.
Для этого по инициативе спикера Госдумы Вячеслава Володина вводится новый штраф за незаконное использование биометрических данных. Для юрлиц штраф составит 300-700 тыс. рублей при первом нарушении и до 1,5 млн рублей при повторном выявлении нарушения. До таких же значений вырастут штрафы за незаконную обработку данных.
Экологическая инициатива вице-премьера Виктории Абрамченко касается только компаний, которые участвуют в проекте «Чистый воздух». Они имеют обязательства по постепенному снижению вредных выбросов в атмосферу. В первую очередь это крупные металлургические предприятия такие, как «Норникель» Владимира Потанина. Так, например, Надеждинский металлургический завод, входящий в состав «Норникеля» реализует «Серную программу», которая должна в 2024 году снизить объём выбросов на 45% относительно уровня 2015 года.
Если компании не будут выполнять свои обязательства, то получат штраф — 0,1-5% от годового оборота компании.
Каждый наверняка сталкивался с ситуацией, когда хочешь купить один товар, но в реальности возможно это сделать только при покупке дополнительных товаров и услуг. Например, купить телефон по спеццене можно только вместе с сим-картой, а новый автомобиль только с добавкой в виде неадекватно дорогих ковриков, сеточек и прочих мелочей.
Такие операции и сейчас запрещены законом. Если недовольный покупатель обратится в Роспотребнадзор, то продавцу светит штраф 20 тыс. рублей. Если покупатель обратится в суд, то тогда продавца обяжут вернуть переплату.
Но в июне в первом чтении был принят законопроект, который меняет правила расчёта штрафа. В новой версии КоАП продавец должен будет заплатить штраф в размере стоимости навязанных потребителю товаров и услуг. А если откажется рассмотреть законные требования покупателя, тогда ему грозит штраф от 250 тыс. до 1 млн рублей.
Защита прав потребителей — вещь очень важная, но с повышенными штрафами особенно важно понимать, где пролегает грань между навязанной услугой и просто скидкой за продажу товаров и услуг единым пакетом.
Такими темпами 2023 и последующие годы могут легко обновить рекорды по сборам штрафов с предпринимателей. Бизнесу теперь стоит проявлять повышенную бдительность и осторожность, чтобы не попасть на штраф из-за неоднозначной трактовки законов. Зато бюджет не останется без доходов за счёт бизнеса, который переложит дополнительную финансовую нагрузку и риски на конечного потребителя — простых людей. В конечном итоге для пополнения бюджета снова залезут в карман к россиянам.