Печальные вести поступают из российского театрального мира. Журнал «Театр» опубликовал материал, в котором сказано, что с этого года и экспертный совет, и состав жюри премии «Золотая маска», а кроме того, и список номинантов планируется согласовывать в Министерстве культуры РФ. По информации журналистов, учредитель этой престижнейшей премии — Союз театральных деятелей РФ (СТД РФ) занят разработкой нового положения «Золотой маски». В версии документа, которая попала к журналистам, сказано о том, что списки будут направлять в министерство для «сведения» и утверждать их «с учётом мнения» ведомства.
Кроме того, экспертный совет и жюри планируется составлять только из числа рекомендованных «творческими комиссиями, иными творческими общественными подразделениями СТД РФ», а ежегодное полное обновление состава Экспертного совета и жюри собираются и вовсе отменить.
Это известие вызвало шок в российской театральной среде, поскольку совершенно понятно становится, по какому именно принципу будет вручаться «Золотая маска», если реформа действительно состоится. По сути, это возвращение к советским временам, когда художественные произведения оценивались прежде всего с политической точки зрения.
Совершенно очевидно, что государство поставило перед Минкультом задачу не допустить впредь, чтобы этой премией могли быть отмечены работы, подобные спектаклю режиссера Жени Беркович по пьесе драматурга Светлана Петрийчук «Финист ясный сокол», которая получила «Золотую маску» за 2022 год сразу в двух номинациях: «Лучшая работа художника по костюмам» (Ксения Сорокина) и «Лучшая работа драматурга» (Светлана Петрийчук). А в этом году по доносу бдительного «театрала» и пьеса, и спектакль, и их создатели были обвинены в пропаганде терроризма и отправлены за решетку.
Театральные критики в своих блогах признаются, что про реформу премии знали давно, знали, что она произойдет неизбежно, поскольку в нынешние времена следует искоренять любое вольнодумство, даже самое невинное. Они только удивляются, тому, что власти так долго тянули с реформой, и планируют провести ее осенью. Не сомневаются, что и само руководство премии сменится уже к зиме, и все основная команда — экспертов, которые занимаются нелегким и благородным делом отбора претендентов по всей стране.
Ожидается, что директором «Золотой маски» будет назначен режиссер-патриот Эдуард Бояков или кто-то с теми же убеждениями.
Некоторые критики не без основания предположили, что отныне «независимое» мнение экспертов не будет значить ровным счетом ничего, поскольку списки номинантов станут «цензурировать, редактировать. дописывать и укорачивать блюстители государственной пользы». А кто-то уже предложил и остроумное название для измененной премии, по аналогии с «импортозамещением» Макдональдса: «Искусство, и точка».
Правда в этой коллизии обнаружилась и еще одна непростая и довольно неожиданная проблема: скука. Как написал один блогеров, несколько раз участвовавший в церемонии вручения «Золотых масок»:
«Должен сказать, что был поражён тем, насколько это было тяжеловесное, долгое и невероятно скучное и утомительное действие. По идее „Маска“ — это же наш аналог „Тони“ (популярное название ежегодной американской театральной премии, ее официальное название — „Antoinette Perry Award for Excellence in Theatre“ в честь американской актрисы и режиссёра Антуанетты Перри, прим.ред). Но смотреть „Тони“ можно на одном дыхании, как и любую американскую церемонию вручения. Здесь же… Я, конечно, немного не по теме сейчас выступаю, но полагаю, что теперь всё будет ещё скучнее, видимо.
Я полагаю, что по сути любое театрализованное вручение премии (любой) должно иметь только одну цель — развлечение почтеннейшей публики, и всё. Если вам нужен театральный «междусобойчик», так можно премии в узком кругу в СТД раздать и прессу оповестить. Американцы это понимают, и если уж собирают огромные залы на все эти церемонии, то отрываются по полной. А мы не умеем, к сожалению. Пока».