Posted 9 июня 2023, 10:59

Published 9 июня 2023, 10:59

Modified 9 июня 2023, 11:01

Updated 9 июня 2023, 11:01

Лучше бы промолчала… Зачем министр культуры сказала о свободе творчества?

9 июня 2023, 10:59
Министр культуры Ольга Любимова поведала, что «специальные меры и ограничения» в отношении артистов, уехавших из страны, потому что они не согласны с политикой властей, не применяются. Отмена концертов и иноагентство в список мер, видимо, не входят.

Елена Петрова

В интервью «Известиям» глава культурного ведомства Ольга Любимова рассказала о множестве обращений в свой адрес от «обеспокоенной» общественности с призывами не давать площадку артистам, писателям и музыкантам, которые выступили с антивоенной позицией и уехали жить заграницу. То, что сочинители доносов первым делом кинулись стучать на известных людей, никого не удивляет. Как говорит немецкая поговорка, «сочувствие получают бесплатно, а зависть нужно заработать». Однако формалистский подход к своей роли в создании атмосферы нетерпимости в обществе со стороны Минкульта несколько обескураживает.

Странно, что министр отделяет себя от государственной власти и пытается скрыться за формулировками. Видимо, приказа по министерству не пущать иноагента Галкина, иноагента Ахеджакову или еще какого-нибудь иноагента Макаревича на гастроли в Усть-Илимск Иркутской области — действительно не издавали. Однако, перефразируя Довлатова, можно спросить уважаемую Ольгу Борисовну: а кто же все этих артистов записал в иноагенты? Или профильное ведомство к этому никакого отношения не имело? Ой ли? Присвоить народного артиста — это заслуга Министерства культуры, а внесение в список людей второго сорта — это не мы?

Обоснование, что эти люди не получают финансирование на свои проекты, звучит также двусмысленно. А если бы эти люди приехали в Москву, подали заявку и пришли очно на обсуждение, то они бы получили деньги? Даже будучи иноагентами и прочими нехорошими персонажами? Кто-нибудь слышал за этот год, что какой-нибудь иноагент получил государственное финансирование? Мы такого точно не слышали.

Потому что этого не было и не будет. Если государство объявило кого-то неугодным, оно не будет давать денег. Это факт жизни. Так зачем прятаться за слова?

Конечно, не дают выступать артистам с политической позицией, отличной от государственной, местные власти. То, мол, возмущенные граждане вернули билеты, потому что артист «не то говорит», то свет отключили, то владельцы зала, где должен пройти концерт или выступление, «прозрели», видимо, после соответствующей проработки в разных надзорных органах. А Министерство тут, конечно, ни при чем.

Непонятно, зачем это чиновникам от культуры надо.

А вот, кстати, и списочек тех, кого отрезали от публики, прежде чем и потому что они уехали:

1. Максим Леонидов, иноагент, бывший участник бит-квартета Secret. Сначала музыкант, уехавший из России, объявил о концертах на родине, а потом его директор их отменил.

2. Группе Би-2, члены которой иноагенты, последний раз удалось выступить в Санкт-Петербурге в июле 2022 года, а потом все закончилось.

3. Андрей Макаревич, иноагент, хотел после эмиграции в Израиль продолжить выступления — но они все были отменены.

4. Oxxxymiron, иноагент — в России под запретом и дает концерты только за границей.

5. Земфира, иноагент, даже и не пытается вернуться и выступать на родине.

6. Валерий Меладзе — под негласным запретом.

7. Константин Меладзе и Вера Брежнева, оба иноагенты, — под запретом.

8. Little Big, где все тоже иноагенты — могут забыть о выступлениях.

9. Анна Нетребко, хоть и неиноагент — оперная дива долго колебалась, потом высказалась против СВО — и получила черную метку.

И это не считая иноагентов Максима Галкина, Юрия Дудя, Гречки, Монеточки и очень многих других. Если вдруг известный и когда-то обласканный Минкультом продюсер, иноагент Александр Роднянский приедет лично в Госкино, он тоже уже не получит финансирования, а ведь были времена, когда ему вослед просто кидали деньги, мол, еще одну «9 роту» на бис, пожалуйста!

Уже не говорю о писателях, чьи книжки теперь заворачивают в такую же бумагу, как когда-то селедку в советских магазинах.

Министерство культуры по определению не могло остаться в стороне от этой кампании. Как говорил профильный Станиславский: не верю!

Но вот зачем министру Любимовой изображать из себя поборницу свободы слова и творчества в условиях «духовно — скрепоносной» мобилизации — большой вопрос.

Подпишитесь