Механизмы пропаганды становятся яснее, несмотря на то что ученые весьма слабо понимают устройство человеческого мозга и механизмы человеческой памяти — слишком это сложно для современного состояния науки. И все же, в некоторых случаях они уже способны объяснить, как разного рода проходимцам удается внушить людям те или иные идеи. К примеру, сотрудники Ирландского национального университета, изучая современные методы дезинформации, выявили способ, с помощью которого человеку можно внушить ложные воспоминания.
Кстати, проблеме, когда из человеческой памяти стирают или крадут все ее предыдущее содержимое, чтобы записать новое, посвящено немало научно-фантастических произведений. К примеру, классический боевик «Вспомнить все», построенный на ложных воспоминаниях, основан на сюжетах великого американского фантаста Филиппа Дика. Да, стереть память без последствий для умственных способностей человека все еще невозможно, зато вполне можно ее серьезно ослабить и подавить. Недаром же замечено, что мозг очень часто сам стремится избавить себя от неприятных воспоминаний.
Но главное, что выяснили ученые, это то, что людей можно довольно просто убедить: какие-то события, которых на самом деле не было, реально происходили! Причем все это без какой-либо «химии», а только с помощью филигранной манипуляции.
Исследователям удалось внушить с помощью технологии дипфейков 436 участникам эксперимента фальшивые воспоминания. Они показывали им отрывки из знаменитых голливудских блокбастеров, которые в ходе просмотра перемешивались с эпизодами из якобы ремейков этих фильмов. На самом же деле, это были не ремейки, а созданные с помощью нейросети и монтажа, рефейки, или дипфейки. К примеру, там Брэд Питт играл отца семейства в фильме «Сияние», а Шарлиз Терон — главную роль в «Капитане Марвеле», Уилл Смит — в «Матрице», а Крис Прэтт — в «Индиане Джонсе».
Людям сообщили, что все эти фильмы стали блокбастерами и попросили их на основе собственных впечатлений построить рейтинг. Половина всех участников (49%) обманулась, убедив себя, что слышали или даже смотрели и реальные фильмы, и дипфейки. Так 41% признал, что фальшивый «Капитан Марвел» лучше оригинала! Так легко была внедрена им ложная память.
Дипфейк помогает эффективно искажать реальность, но повторение эксперимента с помощью обычного текста, описывающего сюжет фальшивых ремейков, показал, что людей легко ввести в заблуждение даже без красивой картинки, заявил автор исследования Джиллиан Мерфи.
Аналитик Алексей Йесод уверен, что этот опыт крайне актуален для современной России, где реальность все больше искажается с каждым днем: «Недалекие, в общем, пропагандисты переписывают историю: рассказывают страшные и нелепые байки, врут так, что нормальный развитый человек в это поверить не может. Но ведь верят. Без тотальной круглосуточной пропаганды, без ретрансляторов и зомбирующих лучей. Хватает дозированной, но постоянной дозы лжи от тех, кто воспринимается авторитетом. Ну и конечно, запугивания. Вот уж воистину наша часть суши — огромное русское поле экспериментов круче любых, что придумают ирландские, британские и прочие ученые. Без всяких дипфейков, крадется наша общая память, стираются воспоминания о дружбе, открытых границах и взаимном культурном обмене. Питт играл в „Сиянии“, а Океания воевала с Остазией…»