Дмитрий Лучихин, философ
Один из самых успешных манипулятивных мемов, управляющий умонастроениями масс — это представление о том, что «сильными мира сего» движут стремления к деньгам и власти, ради удовольствия от их использования. Мем успешен настолько, что даже не нуждается в пропагандистской поддержке.
Отчасти это вызвано остаточным детским инфантилизмом собственных мечт о неограниченном благополучии, и опытом общения с неудачниками. То есть, с теми, кто именно из-за чистого, ничем не омраченного стремления к деньгам и власти, их не имеет.
Отчасти известным расслоением сознания, когда в сферах своего непосредственного участия, будь то профессиональной или личной, человек самостоятельно мыслит, и именно поэтому оценивает предметы своего внимания достаточно объективно.
В сферах, пусть даже полагаемых им важными, но где он оказывается в роли наблюдателя — уж очень многие позволяют мыслить себя всяким социальным структурам. От языка до традиций. И поэтому легко становятся жертвой предрассудков такой степени примитивности, которую в области своей профессиональной деятельности они бы на порог не пустили.
Думать-то мы можем вообще, что угодно. Думалка, она как бумага — все стерпит. А каноническое уже требование говорить просто, в переводе означает всего лишь — не мешайте мне думать то, что мне нравится.
Поэтому любителям простоты лучше пройти в сад, а для оставшихся напомню, что и деньги, и власть — это формы концентрации энергии, позволяющей управлять бытием.
И любое подлинное стремление к деньгам и власти, то есть такое что позволяет не только бесплодно мечтать о них, но достигать, условием возможности своего достижения включает стремление к влиянию на мир. К его изменению, организации, реорганизации…
При этом, использование или аскетический отказ от использования достигнутых богатства и власти, для получения удовольствия от их использования; честность или не честность; соблюдение или несоблюдение законов или хотя бы своей системы «поняток» — никак не влияет на наличие мотива к управлению и организации мира своей волей, без которого, ни богатство, ни власть, просто не могли бы быть достигнуты.
Поэтому верить в то, что авторитарными лидерами движут примитивные мотивы денег и власти, конечно, можно. Но лишь в том же смысле, в котором можно верить и в макаронного монстра.