В Сети широко расходится фотография рекламного плаката с довольно двусмысленным содержанием: «Приезжай в Татарстан. Шишкин и Цветаева тут уже были. А ты. Елабужское городище XI век». Наверняка многие россияне знают, что вернувшись из эмиграции в СССР великая поэтесса Марина Цветаева жила именно в Елабуге, и именно там покончила жизнь самоубийством 31 августа 1941 года. К тому же она откровенно не полюбила этот городок, что неудивительно, если учесть ее душевное состояние после возвращения прямо в лапы людоедского режима.
Так что этот игривый текст можно воспринимать и как своеобразное приглашение к тому, что категорически запрещено Роскомнадзором. И как тут не посоветовать и другим российским населенным пунктам использовать опыт Татарстана?! Именно об этом и говорят в социальных сетях. К примеру, Владивостоку приглашать к себе от имени другого великого русского поэта — Осипа Мандельштама, погибшего там в пересыльном лагере. Или питерской гостинице «Англетер» зазывать постояльцев именем совершившего там суицид Сергея Есенина.
Вот только несколько комментариев по этому поводу:
— «Наш Пятигорск очень гордится фактом уничтожения здесь русского поэта Лермонтова», — пошутил как-то юморист Слепаков (признан иноагентом в РФ).
— Подумаешь, у нас вон в Крестах памятную доску Рокоссовскому устанавливали. Я еще тогда скромно поинтересовалась, хранятся ли в экспозиции тюремного музея выбитые зубы маршала, но на меня только наорала патриотическая общественность, а по делу ничего не ответила.
Впрочем, нашлось немало и тех, кто не видит в этой рекламе ничего предосудительного. И логика в их доводах тоже есть:
— Елабуга не виновата, что это произошло именно в ней. Думаю, Марина Ивановна была доведена до такого состояния, что это произошло бы где угодно. А в постере не город рекламируется, а конкретное место — древнее городище. Она действительно могла там гулять. Фактологически всё верно. Но повесилась она не в этом городище. Это просто уточнение. Коннотации кринжовые, конечно, вызывает. Хотя было бы жёстче, если бы речь шла именно о городе. Рыночная эксплуатация знаменитых имён. «Посетите Чёрную речку. Здесь бывал Пушкин».
— Все это, конечно, так. Но ведь в Иерусалим приезжают миллионы посетить именно Голгофу?
— Справедливости ради скажем, что это не исконно русская традиция. Вот я жил в славном городке Мейденхэд и там где-то висела табличка с чем-то вроде «здесь останавливался конвой, везший Оскара Уайлда по пути в тюрьму». Да и тюрьма неподалеку в городе Рединг. Так Уайлд даже поэму тюрьме посвятил! А в самой тюрьме есть целая мемориальная камера Оскара.