Елена Петрова, Наталья Сейбиль
По информации Минфина, дефицит российского бюджета за первые полгода составил 2,595 трлн. рублей. По сравнению с данными за май, разница между расходами и доходами страны уменьшилась на 816 миллиардов. Однако есть инструменты, которые позволили бы уменьшить дыру, считает экономист, академик РАН Абел Аганбегян. При этом речь идет не о долгосрочных мерах, а о том, как можно быстро и эффективно помочь российской экономике, ведь от нынешней кредитно-финансовой политики страдают все, а выигрывают только банки. «НИ» поговорили с академиком Аганбегяном:
— Какие есть инструменты, чтобы залатать дыру в бюджете?
— В консолидированном бюджете 5 триллионов рублей из 37 триллионов консолидированного бюджета — это затраты бюджета на национальную экономику. Эта цифра включает расходы бюджетов всех уровней, от федерального до региональных и муниципальных. Это сквозные статьи. Почти все эти проекты в области национальной экономики окупаемы за три года, за пять лет, за десять лет, за двадцать пять лет.
Что надо делать с затратами на окупаемые проекты? Надо их покрывать не из безвозвратных денег бюджета, а кредитом от государственного банка. Это может быть нулевой беспроцентный кредит.
— Сколько это будет стоить государству?
— 10% от суммы кредита. Чтобы дать кредит на 5 триллионов, нужно 500 миллиардов дать банку, чтобы это было банку выгодно. На самом деле, конечно, не нужно давать 500 миллиардов, достаточно дать 350 миллиардов — 7% или 7,5%.
Необязательно давать нулевой кредит. Можно дать 5% кредит, если это технологическое перевооружение предприятий, 3% — если это новые мощности с 10 — 15 годами окупаемости и 2% — если это 20 лет. На транспортные затраты. Поэтому реально вам надо дать процентов 5. То есть, 250 миллиардов вы дали и высвободили 4 триллиона 75 миллиардов. Эти деньги вы никогда не соберёте ни с бизнеса, ни с кого.
Затем, надо стимулировать предприятия поднять свою выручку.
— Каким образом?
— Очень просто. Освободите от налога на прибыль ту часть, откуда черпаются инвестиции в основной капитал. У нас налоговую нагрузку только увеличивают, а надо освободить. Тогда вы покажете более высокую прибыль, а не спрячете её в себестоимости. И эти деньги вы используете на себя. Вы можете освободить эту часть инвестиций от налогов в одном случае: если эти деньги вы используете на реальные вложения, на техническое перевооружение своего предприятия. А если вы проведете техническое перевооружение или если вы произведёте строительство новой мощности за счёт этих денег, то вы увеличите и объём, и увеличите налоги, и увеличите выручку через несколько лет.
У нас до 2003 года не было налога на инвестиции, которые брались из прибыли. Инвестиции росли 15% — 20% в год. Как только был введен в 2003 году этот налог, инвестиции стали 2% — 3%. Налог сокращает инвестиции.
— Это же очевидные вещи!
— Но никто не делает эти очевидные вещи!
Вы можете взять больше инвестиций из фонда амортизации. Почему вы так мало берёте инвестиций из фонда амортизаций, меньше, чем другие страны? Возьмите больше, но при условии, что вы их используете для себя, для вложения в производство, а не для того, чтобы купить ценные бумаги США. Нельзя давать деньги для свободного пользования. Надо заинтересовать предприятия вкладывать деньги в развитие своей экономики.
— Разве у нас этого нет?
— У нас этого нет. У нас даже государственные предприятия вкладывают деньги в офшоры. Спросите, сколько у Газпрома денег в офшоре? Сколько у предприятий Ростеха денег в офшоре? Есть фирма Boston Consulting Group, которая с точностью до тысячи рублей ответит на эти вопросы. Она следит за всеми фирмами мира, сколько в каком офшоре у них денег. Эти деньги не используются в стране. Вы посмотрите, как используются деньги Центрального Банка. Почему из России такой отток капитала? В 2022 году отток составил 219 миллиардов долларов. А всего отток с 2008 года, когда он начался, до этого был приток, в 2006 году в экономику пришло на 42 — 43 миллиарда долларов, больше, чем ушло. В 2007 году — на 82 миллиарда пришло больше, чем ушло. А в 2008 году на 130 миллиардов ушло больше, чем пришло. А в 2014 году, когда были объявлены первые санкции из-за присоединения Крыма, ушло больше, чем пришло 151,5 млрд долларов. Это была самая высокая цифра до 2022 года, когда ушло 219 млрд долларов. Всего ушло на 1триллион 100 миллиардов, больше, чем пришло за эти годы.
— Почему меры борьбы с оттоком капитала оказываются неэффективными?
— Почему идёт отток капитала? Что правительство сделало, чтобы этого оттока не было? Ничего. Откуда эти 219 млрд? Зачем их берегли? Зачем купили столько западных облигаций? Зачем наши предприятия купили столько западных акций? Они вкладывают деньги не в свою страну. Вот в чём дело. Надо вкладывать деньги в свою страну, надо заинтересовать предприятия вкладывать деньги в свою страну.
Как заинтересовать предприятия? Очень просто. Если я буду проводить техническое перевооружение, дайте мне налоговые каникулы на этот период, чтобы я быстрее его провёл. Чем быстрее проведу, тем больше льгота. Я быстрее проведу перевооружение, быстрее увеличу производство. Если вы проведете техническое перевооружение, если вы построите новые мощности, вы увеличите объемы. Заинтересуйте увеличить объемы.
— Как можно заинтересовать население вкладывать в российскую экономику?
— Вы можете построить намного больше жилья. Жильё толкнёт экономику вверх. Дайте выгодную ипотеку. Мы повышаем процент ипотеки. Сейчас уже ипотека выдаётся под 10%. Кто может взять ипотеку под 10% годовых? Возьмите на 5 лет ипотеку, перемножьте на 10%. Вы должны заплатить за эту ипотеку ещё 70% от этой суммы. Откуда у вас эти деньги? Квадратный метр станет для вас золотым.
Была низкая ключевая ставка. Нет, ЦБ настоял и повысил ставку. В результате кто у нас в России получает самую высокую прибыль? У кого самая рекордная прибыль, когда в России самое плохое положение? У банков.
— Потребление в стране сильно сокращается. Почему банки оказываются в выигрыше?
— В 2022 году на 2,1% сократился ВВП, на 8% сократилась розница, за весь период, кроме первого квартала. Вы понимаете, что это такое — на 8% сократилась розница? Во втором, третьем и четвёртом кварталах. А банки, включая Сбербанк, получили рекордные прибыли. В 2023 году они увеличат эти прибыли, и их собственники получат за все годы рекордные прибыли. Откуда у банков прибыли? За счёт иностранцев, за счёт того, что мы отнимаем прибыли у Европы и Америки? Нет. Мы свою прибыль Европе и Америке отдаём из-за санкций.
Откуда у банков прибыль? От сборов с населения, от сборов с бизнеса. Кто грабит население? Банки! Кто грабит бизнес? Банки! Посмотрите, сколько у населения просроченных ссуд! Рекордные цифры! В России самая большая закредитованность населения и самая большая просрочка. И самые высокие процентные ставки для населения. А в банках рекордная прибыль. За счёт нас с вами.
- Все механизмы, которые вы перечислили, рассчитаны на длительное лечение. Какие есть варианты скорой помощи?
— Я рассказал о немедленных мерах. Немедленно делайте безвозвратные деньги возвратными. Вы сразу получите 4 триллиона, это перекроет всё, что делает правительство. Почему это не делается, я не знаю.
Все заинтересованы в получении безвозвратных денег. Любой регион не хочет тратить деньги, чтобы возвращать. Вы не можете просто так взять кредит. Безвозвратно вам дают просто так. Написали бумагу, поставили там ответственные подписи, и вам дают безвозвратные деньги.
А кредит вы так не получите. Вы должны подготовить бизнес-план, как вы будете отдавать этот кредит, за счёт чего. Там должны быть подробности: в какой срок я построю, а если не построю… это огромная работа. Зачем вам? Так приятно получить деньги просто так, не по кредиту.
То же самое с регионами. Не давайте им безвозвратный трансфер на развитие экономики. Не давайте им деньги на строительство дороги. Дорога должна принести прибыль? Вы зачем дорогу строите? Чтобы дешевле было проехать. Себестоимость бы снизилась, затраты на ремонт бы снизились. Возвратите эти деньги, которые за счёт хорошей дороги получите. Пусть не полностью, но хоть что-то возвратится. Никто не хочет. Все против возврата. А правительство должно быть за.
— Какие меры дают развитие экономики?
— Куда идут деньги банков? Они не идут на экономическое развитие страны. Экономику толкает вверх инвестиции в основной капитал. Это — главный фактор. Из всех источников роста это 50%. И второй фактор — вложения в экономику знаний. Экономика знаний — главная часть человеческого капитала. Вот два главных фактора. Третий фактор — вложения в строительство жилья. Ипотека.
А мы в эти сферы не вкладываем. У нас вложения в основной капитал 17% ВВП. Это видимые инвестиции, которые статистика видит. Наш валовый продукт — 160 трлн рублей в 2022 году, то есть, инвестиции в основной капитал — 30 трлн рублей. От них зависит рост. Их надо увеличить.
Знаете, сколько банки дают инвестиций в основной капитал в виде кредитов? 1 трлн 264 млрд рублей. Ничего! ЦБ даже 1% не вкладывает в экономический рост, наоборот, он его сдерживает, повышая процентную ставку, повышая инфляцию, повышая свои резервы. И не вкладывает в инвестиции. Сколько банки вкладывают в развитие человеческого капитала? Ноль!