Posted 20 июня 2023, 08:48
Published 20 июня 2023, 08:48
Modified 20 июня 2023, 08:50
Updated 20 июня 2023, 08:50
Иван Зубов
Как известно, госсекретарь США Энтони Блинкен завершил свой визит в Пекин (первый за пять лет такого уровня между США и Китаем), встретившись там с председателем КНР Си Цзиньпином. Судя по всему, эти важнейшие для всего мира переговоры прошли достаточно успешно. Во всяком случае, лидер Китая сообщил, что обе стороны добились очень хорошего прогресса и «достигли договоренностей по некоторым конкретным вопросам». «Это очень хорошо», — сказал Си Цзиньпин, не вдаваясь в подробности.
Глава американской дипломатии также заявил о прогрессе. Он сказал, что Вашингтон поддерживает усилия Китая по укреплению мира, включая возможную конструктивную роль в завершении украинского конфликта. Кроме того, «если Китай сможет сыграть конструктивную роль в поиске справедливого и длительного мира на Украине… когда будет правильное время, то это будет хорошо», — отметил Блинкен в интервью NPR. По его словам, если Пекин предпримет инициативы, которые помогут решить проблемы и укрепить мир, то Вашингтон поддержит их. «Что касается Украины, то недостаточно просто иметь мир. Он должен… отражать устав ООН, включая территориальную целостность и суверенность», — заявил Блинкен.
В то же время Блинкен сообщил, что «США не поддерживают независимость Тайваня и не намерены вступать в конфликт с Китаем».
С другой стороны, аналитики отмечают, что несмотря на уговоры Вашингтона, Пекин отверг ключевую инициативу администрации Байдена о создании прямой линии военной связи для решения кризисных ситуаций. Визит госсекретаря США, запланированный на начало года, был отложен после того, как США сбили воздушный шар, который, согласно утверждению Белого дома, Китай использовал для шпионажа.
Эксперты канала «Кстати», впрочем, считают, что заявление Блинкена о Тайване свидетельствует о том, что позиции США значительно ослабли:
«Данная ситуация демонстрирует тот факт, что у США заканчиваются силы действовать сразу на нескольких театрах — Украина, Тайвань и Тихоокеанский регион, Центральная Азия и Ближний Восток. Также подобные слова можно трактовать следующим образом: американцы уже вывезли передовую часть тайваньского производства чипов на территорию Америки, из-за чего „остров“, вероятно, потерял статус технологического центра. Помимо этого, не стоит забывать и о правилах торговли, чтобы что-то получить, нужно предложить что-либо взамен. Этим чем-то стало потенциальное решение „Тайваньского вопроса“ в статусе-кво. Остаётся ждать, какое ещё направление на время предвыборной гонки Белый дом решит сдать».
Политолог Алексей Макаркин, со своей стороны, уверен, что этот визит продемонстрировал, что Вашингтон и Пекин действуют исходя из интересов, которые при всем различии имеют и сферы консенсуса. Главная из них — это жизнь в современном глобальном мире, который ни США, ни Китай не хотят рушить. Представления о желаемой конструкции такого мира у обеих стран разные — США хотели бы сохранить привычную для них однополярную модель, Китай — добиться биполярной модели, но не любой ценой. Обе страны глубоко интегрированы в глобальный мир и воспринимают это как преимущество.
«Самоутвержденческий» внутриполитический курс Си Цзиньпина ведет к росту проблем для китайских элит (хотя влияние государства на эти элиты всегда было очень высоким), но экономика на сегодняшний момент имеет большее значение и побуждает к внешнеполитическим компромиссам. Конкуренция между США и Китаем усиливается, но обе страны хотели бы, чтобы она проходила в определенных рамках.
США при наличии системного и находящегося в острой фазе конфликта с Россией не могут позволить себе стимулировать ухудшение отношений с Китаем. Тем более, что параметры договоренностей по тайваньскому вопросу были сформулированы еще при Никсоне, когда США признали КНР и «пропустили» Пекин в Совет Безопасности ООН. Принцип «одного Китая» затем не подвергался официальной ревизии ни при одном американском президенте — и Блинкен вполне мог его воспроизвести в публичном пространстве. Другое дело, что отношения между Вашингтоном и Тайбэем от этого никуда не исчезнут, но в Пекине хотели бы, чтобы они не были слишком демонстративными».
Сетевой аналитик Анатолий Несмиян уверен, что Китаю, который переживает сейчас тяжелейший кризис, очень важна помощь США, а потому он не станет идти на дальнейшую конфронтацию:
«Встреча с Си Цзиньпином носила, скорее, знаковый характер и могла вообще не состояться в силу разного статуса. (…)
Но вот перед встречей с Си Цзиньпином Блинкен в режиме нон-стоп более 10 часов общался с чиновниками высшего звена, и как раз эту часть СМИ вообще не осветили, так что результаты визита госсекретаря — они на самом деле там, в этих 10 часах.
Китай для американцев сегодня — буквально открытая книга. Кризис, в который попали китайцы, для американцев хорошо знаком — они сталкивались с подобным во время краха азиатских тигров, и везде причина была одна и та же самая — слишком быстрый рост, с которым перестала справляться система управления. Ухудшение качества управления приводило к одному и тому же эффекту каскадного накопления ошибок, которые достаточно быстро приводили к острой фазе кризиса. (…)
Однако Китай отказывается признавать крах своей модели и пытается разрешить возникшую ситуацию экстремальными усилиями. Шанс, конечно, есть, но нужно понимать, что в подобной ситуации еще никто не смог выйти из настолько масштабного кризиса. Ни у кого не получилось.
Ни у кого — кроме США. Они вытянули Великую депрессию по японской модели, войдя по ее итогам в стагнационный тренд, но участие и победа во Второй мировой войне, причем победа на условиях США, с замещением Великобритании в качестве мировой сверхдержавы и передачей доллару статуса мировой валюты создали для США абсолютно новую модель, которая существует и по сей день.
В общем, Китай хочет повторить американский сюжет, но по возможности без мировой войны, в которой еще нужно победить.
Технически США могут помочь китайцам в этом вопросе. Могут — но на своих условиях. Вот эти условия и есть предмет встреч, контактов и переговоров. И оценивать их по одной текущей встрече попросту нелепо».