Posted 15 июня 2023, 12:18
Published 15 июня 2023, 12:18
Modified 15 июня 2023, 12:20
Updated 15 июня 2023, 12:20
Александр Дыбин
Российский экологический оператор заговорил о том, чтобы массово внедрить сбор ненужной одежды. Сейчас текстиль попадает в обычные контейнеры и после этого больше непригоден для переработки: ткань пропитывается мусором и вторично ее использоваться нельзя. По задумке РЭО, в магазинах одежды могут появиться контейнеры для сбора ненужных вещей. За активную сдачу такого текстиля людям предлагают бонусы. Но это только на первых порах. Сообщается, что экологический оператор разработал дорожную карту по созданию системы переработки текстильных отходов. Одна из мер, которая касается каждого — это полный запрет на выброс одежды на мусорку.
По данным исследования экологического фонда «Второе дыхание», в общем объёме мусора, который генерируют россияне, текстиль составляет от 3 до 7%. Это много, но было не достаточно для того, чтобы этот вид отходов получил особое место в рамках мусорной реформы. Если бумагу, стекло и пластик в рамках реформы обязаны отделять и перерабатывать, то с одеждой пришлось разрабатывать дополнительные правила.
«Согласно данным ППК РЭО, россияне ежегодно выбрасывают более двух миллионов тонн текстиля, и из них 15-17 кг в год, в среднем, выбрасывает городской житель, — говорится в исследовании, -текстиль, выброшенный в контейнеры для приёма ТКО, неизбежно попадёт на полигоны, либо будет сожжён. При этом ни тип бака — для смешанных отходов или вторсырья, ни технологичность сортировочной линии не имеют значения. В октябре 2022 года Группа „ЭкоЛайн“ проанализировала состав текстиля в отходах комплекса по переработке отходов и выяснила, что более 78% текстиля, выброшенного в мусорные баки, — это текстиль, пригодный для повторного использования или переработки, который можно было бы вернуть в цикл, если бы он был собран до попадания в баки. Более 18% — многослойный текстиль (верхняя одежда, одеяла и т. п.), который перерабатывается условно, — требуются новые технологии, отсутствующие в России. И всего 3% — это текстиль, непригодный к возвращению в экономику».
Самый простой способ продлить жизнь старым вещам, к котором прибегают россияне — это вывесить ее на контейнерной площадке, где ее заберут бездомные или соседи. Но чаще такая одежда попадает в бак, так как дворник при очистке площадки ее обязательно выбросит.
Чуть сложный путь у ответственных потребителей. Они ищут благотворительные фонды, которые собирают такую одежду через контейнеры или в пунктах приема. Часть этих вещей идет малоимущим или на продажу в благотворительные магазины. совсем невостребованные — уже поступают к переработчикам. Но это — капля в море. Экологи отмечают, что к новым владельцам или в переработку поступает до 1% вещей.
«Получить точную информацию об объёмах сбора текстиля в России невозможно, поскольку такие данные не агрегируются. Большая часть текстиля собирается не как отход, а как товар или имущественное пожертвование. Такую деятельность осуществляют негосударственные некоммерческие организации, бюджетные учреждения, религиозные организации и коммерческие организации (в том числе социальные предприниматели). На конец 2022 года в в списке таких организаций числилось более 80 проектов в 60 регионах», — говорится в исследовании фонда «Второе дыхание».
Во что может превратиться переработанная одежда. Если речь о синтетике, то ее переплавляют в гранулы, из которых можно сделать что угодно. Натуральные ткани разволокняют и создают новые либо для технических нужд, либо снова делают одежду или текстиль для дома.
Эксперт экологического движения «Раздельный сбор» Анна Гаркуша в беседе с «Новыми известиями» отмечает, что приучить людей к отдельному сбору одежды будет сложно. Единственный стимул в этом вопросе — это деньги. Если у людей будет возможность снижать плату за вывоз отходов при раздельном сборе, то это скорее сподвигнет людей к более экологичному потребелнию.
«Давать людям бонусы за сданную одежду — от этого больше вреда, чем пользы, — говорит эксперт, — какой бонус может дать магазин? Скидку. Человек принесет старую вещь и тут же купит новую. Это просто подстегивает потребление и соответственно, образование отходов. А вот если зайти со стороны платы за вывоз ТКО, и каким-то образом снизить ее при раздельном сборе отходов. То это было бы более эффективно. Сейчас люди платят по рассчитанному нормативу, который не понятно как проверить и он не вызывает доверия. В редких случаях многоквартирный дом платит по факту, сколько мусора за месяц собрали, разделили на жильцов, оплатили. Это более честный подход. В мире есть системы, которые сразу взвешивают мусор, который человек выбрасывает. Это фиксируется с помощью карты, привязанной к счету. И в конце месяца человек оплачивает. Чем больше отходов он сдаст на переработку, тем меньше будет плата. Но ждать таких устройств у нас рано, так как они очень дороги. У нас есть города, где и простых контейнерных площадок не хватает, не говоря уже про такие системы».
Еще один спорный момент — это так называемая расширенная ответственность производителя — когда предприятие должно заранее оплатить утилизацию своего продукта. Об этом много говорят в контексте упаковки, но в списке есть и одежда. И частично за утилизацию уже оплачено. Причем владельцем, ведь все эти платежи идут не из прибыли завода, а ложатся в цену изделия. То есть человек уже при покупке оплатил утилизацию своей футболки (по крайней мере, ее части), а потом ему предлагают отдать ее на вротсырье или благотворительность. Но при этом он должен будет заплатить за вывоз мусора, куда эта футболка не попадет. Вряд ли при таком жонглировании кого-то обрадует запрет на выброс одежды в мусор.