Екатерина Максимова
Экономисты ИНП РАН в свежем прогнозе сообщают, что в мае прирост ВВП к 2022 году составил 2,4%. Что, как отмечают аналитики института, свидетельствуют о продолжении восстановления экономики России, наблюдаемого с октября 2022 года.
В марте (и впервые за последние 12 месяцев) положительную динамику продемонстрировал индекс промпроизводства (+1,2% к марту 2022 года).
Причину статистического скачка в интервью «Новым Известиям» объяснял экономист, экс-замминистра финансов Сергей Алексашенко.
Он отметил, что по косвенным оценкам за 14 месяцев Россия потратила на проведение СВО, как минимум, 5 триллионов рублей (по 34,5 тыс рублей с каждого россиянина, 55% среднемесячной зарплаты). Это помимо того, что было записано в законе о бюджете как расходы на Министерство обороны и силовой блок. И было бы странно не увидеть отражение этих вливаний в экономику в статистике. Пять триллионов, влитых в экономику, составляют около 3% ВВП.
«И поэтому не нужно удивляться тому, что в конце прошлого года экономика начала показывать признаки роста. Но эти показатели не выливаются в строительство новых дорог, аэродромов, предприятий, не создаются новые рабочие места. То есть эти деньги один раз потратили, статистика подсчитала, что произошел рост ВВП. И дальше ничего не происходит», - объяснял Алексашенко.
В ИНП РАН отмечают, что на индекс промышленного производства (в марте +1,2%) главным образом повлиял рост в обрабатывающих производствах (+6,3% к марту 2022 года). А данные Росстата свидетельствуют о том, что экономику России «подкармливает» обрабатывающее производство, нацеленное именно на нужды военно-промышленного комплекса. То есть то, куда вливаются государственные деньги.
Так, в обрабатывающих производствах лидирует металлургический комплекс (+13,5%), где выпуск готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования, но с учетом военного оборудования) вырос на 30,3%. Машиностроение показывает рост 10,0%. Выпуск компьютеров, электронных и оптических изделий в плюсе на 22,5%, производство транспортных средств (включая авиационную технику и судостроение) +13,1%.
Даже если посмотреть разбивку отдельных видов продукции, то положительная динамика, в основном, зафиксирована только там, где есть прямая связь с СВО.
К примеру, в первом квартале выпуск медицинских препаратов, влияющих на кровотечение, увеличилось почти на 70%. Мебельщики, сократив выпуск кухонных столов (-2,5% к уровню марта 2022 года), вдруг нарастили выпуск кушеток, трансформируемых в кровати (+3,3%). Производство одежды в первом квартале выросло на 3,2% (+5,7% к марту 2022 года), но при этом производство текстильных изделий составило -2,3%.
А вот в «гражданском» секторе экономики сплошные минусы. Минэкономразвития по итогам первого квартала отчитывалось, что деревообработка рухнула на 5,6%. В химическом комплексе сокращение в годовом выражении составило -1,1% (но растет производство химических веществ), добывающая промышленность -1,0%.
Так, обработка древесины в марте сократилась на 11,3%, производство бумаги «ужалось» на 1,7%. Производство машин (станкостроение, горнодобывающее оборудование, сельхозтехника) -5,1%, добыча металлических руд -3,8%.
Оптимизма не добавляют оптовая (-10,8%) и розничная (-7,3%) торговля. При этом сохраняется рост потребительской активности. Но здесь на статистику влияет только внутренний туризм. Так, оборот общепита вырос на 14,9%, платных услуг +4,2% (в том числе +35,5% пассажирооборот транспорта), услуги гостиниц показали +18%.
Экономисты ИНП РАН в своем исследовании делают вывод, что весенние позитивные тенденции (особенно на фоне провального апреля 2022 года) позволили значительно улучшить прогноз ВВП России на ближайшие кварталы. Прирост ожидается на уровне от +3,1 до 4%. И по итогам года главный индикатор экономики составит +2,4%.
К внутренним рискам эксперты института относят «сокращение импульса от выросших бюджетных расходов и замедление динамики строительства, которое в последние кварталы было одним из локомотивов экономического роста».
В интервью «НИ» Сергей Алексашенко уже отмечал: как только государство снизит расходы, снизится и ВВП.
«Но в принципе экономика России этого не почувствует. Да, сократятся оборонные заказы, заводы начнут меньше потреблять металла. Прекратится строительство оборонительных сооружений, сократится потребление цемента, бетона, металлических конструкций, которые Росстат показывает. Соответственно, всё это будет сжимать экономику. И, наверное, примерно тот же самый рост ВВП, который произошел, экономика и потеряет, если жизнь вернется к нормальной и из бюджета исчезнут расходы на СВО», - оценивал экономист.
Но от того, что экономика начала расти в силу дополнительных расходов, ей на среднесрочную и долгосрочную перспективу лучше не стало. «Если такие расходы закончатся, резкого ухудшения в экономике не будет, если не принимать в расчет то, что санкции будут продолжать работать и будут постепенно усиливать давление на экономику, заставляя ее отказываться от современных технологий или переплачивать за них втридорога», - резюмировал Алексашенко.