Posted 15 мая 2023, 09:51
Published 15 мая 2023, 09:51
Modified 15 мая 2023, 10:27
Updated 15 мая 2023, 10:27
Екатерина Максимова
- Правительство никаких официальных цифр о расходах бюджета не публикует, кроме общей суммы за месяц, поэтому для ответа на этот вопрос нужно пользоваться косвенными оценками. Мои расчеты показывают, что за 14 месяцев такие расходы составили около 5 триллионов рублей. Это помимо того, что было записано в законе о бюджете на 2022 год как расходы на Министерство обороны и силовой блок.
Пять триллионов – это три с небольшим… Ну давайте для упрощения – это 3% ВВП. И поэтому не нужно удивляться тому, что в конце прошлого года экономика начала показывать признаки роста.
В краткосрочной перспективе расходы бюджета на выплаты зарплат и закупки товаров отечественного производства и услуг обязательно приводят к росту ВВП. Но текущие повышенные расходы не создают для страны экономического потенциала для будущего роста.
Они не выливаются в строительство новых дорог, аэродромов, предприятий, не создаются новые рабочие места. То есть эти деньги один раз потратили, статистика подсчитала, что произошел рост ВВП. И дальше ничего не происходит.
- То есть это почти фиктивный рост ВВП со знаком минус в перспективе?
- Мой любимый пример: представьте себе, что вышел указ президента о том, что всё население страны по субботам должно идти и до обеда копать ямы, а после обеда закапывать ямы. И Росстат всё это дело должен подсчитать как вклад ВВП.
То есть в принципе можно насчитать совершенно огромные цифры, потому что кто-то трудится, что-то происходит, но смысла от копания и закапывания этих ям для экономики нет никакой. Вот СВО-расходы - они носят примерно такой характер.
- Когда перестанут копать, насколько ВВП рухнет?
-Перестали деньги выделять на раскапывание-закапывание ям - Росстат покажет, что ВВП снизился из-за снижения бюджетных расходов. Но в принципе экономика России этого не почувствует. Да, сократятся оборонные заказы, заводы начнут меньше потреблять металла. Прекратится строительство оборонительных сооружений, сократится потребление цемента, бетона, металлических конструкций, которые Росстат показывает.
Соответственно, всё это будет сжимать экономику. И, наверное, примерно те же самые 1,5% ВВП экономика потеряет, если жизнь вернется к нормальной и из бюджета исчезнут расходы на СВО.
- Что такое для страны и ее население потеря 1,5% ВВП при сокращающихся доходов от экспорта?
- Особенность спецоперации для российской экономики состоит в том, что она носит очень-очень ограниченный характер. Боевые действия идут за пределами территории России. Российские города не бомбят, российские заводы не уничтожаются, российская энергетическая структура не исчезает.
Оборонные расходы дали прирост ВВП на 1,5%. И кто-то даже почувствовал это на росте зарплат. Но от того, что экономика начала расти в силу дополнительных расходов, ей на среднесрочную и долгосрочную перспективу лучше не стало.
Ну и соответственно, если такие расходы закончатся, резкого ухудшения в экономике не будет, если не принимать в расчет то, что санкции будут продолжать работать и будут постепенно усиливать давление на экономику, заставляя ее отказываться от современных технологий или переплачивать за них втридорога.
Ну и, конечно, мы не говорим о том полумиллионе мужчин, которые ушли на СВО и которые вернутся домой живыми и здоровыми - доходы их семей резко упадут.
- А сможет государство продолжать в прежнем объеме «спонсировать» население социальными выплатами? Не придется тратить все средства, к примеру, не на многодетные семьи, а на участников и инвалидов СВО. На всех денег хватит?
- Особенность политики Кремля очень часто состоит в принятии решений, которые могут быть очень эффективными в краткосрочном периоде. А долгосрочные последствия могут быть гораздо более тяжелыми. И мне кажется, что, когда людей заманивают в армию огромными деньгами – это одно из таких решений.
В России медианная зарплата (половина населения получает больше этой суммы, а половина - меньше) составляет около 40 тыс рублей. И понятно, что когда в армии платят 200-220 тысяч, то есть в пять раз больше, то людям кажется, что на них свалился «золотой дождь».
Они уходят с работы, на их место приходит кто-то другой. И когда-нибудь они вернутся домой и увидят, что работы нет, и уж тем более зарплаты нет.
И позиция будет достаточно циничной: «Мы же вам ничего другого не обещали. Мы обещали вам платить зарплату ровно до тех пор, пока вы там. Как только вы возвращаетесь, вы живете своей прежней жизнью и ни на что не рассчитываете».
Поэтому, когда люди вернутся, мужчины российские окажутся дома,то, конечно, их и их семьи ожидает такое… Вам было хорошо, у вас появились деньги, вы их тратили и тут деньги заканчиваются. И выясняется, что муж, или брат, или сын работу найти не может. Или он может найти работу с зарплатой на 20% ниже, чем та, с которой он уезжал в зону проведения СВО.
Да, три миллиона рублей – это не очень маленькие деньги. Если зарплата у вас была 40 тысяч, то получается, что вам сразу дают зарплату за шесть лет. И опять кажется - хорошо, родина сказала спасибо.
Но практика показывает, что эти 3 миллиона, эта шестилетняя зарплата, будет потрачена очень быстро: купить машину, отремонтировать дом или еще что-нибудь сделать. И через год опять же государство, скорее всего, плюнет на этого человека. Ну будет выплачивать какое-то пособие не очень большое, но работать он уже, конечно, не сможет.
Но опять, сказать, что есть какое-то универсальное решение для этой проблемы? Нет. Российские обычаи, российская практика в отношении к бывшим военнослужащим показывает, что в таких ситуациях государство не хочет отвечать за то, что уже прошло.Государству интересно то, что сейчас, но нести ответственность за то, что было, государство не хочет.
- Статистика по резкому сокращению в России бедных резко отыграет назад?
- Эта статистика, мне кажется, одна из самых лукавых в России. Давайте я вам задам вопрос: когда вы считаете, что на улице холодно? Вы, условно говоря, отвечаете, что 5 градусов тепла. Я говорю: «Окей, давайте проведем статистику, сколько раз в течение года утром становится холодно». Мы посчитали и получилось 250. Много. А давайте мы поднимем границу холода с 5 градусов до 8? И оказалось, что уже не 250, а 180.
Вот то же самое с границей бедности, только в обратную сторону. Если вы как правительство имеете возможность определять, где находится граница бедности, то вы всегда можете ее либо поднять, либо повысить. И последнее изменение, уменьшение числа бедных людей на один миллион связано с тем, что по решению правительства Росстат изменил методику расчета - просто линия, черта бедности стала проходить ниже.
Такой совершенно нехитрый прием. И в принципе можно еще ниже ее опустить. И можно сделать так, что в России бедных останется в десять раз меньше. Я к этой статистике отношусь без особого серьезного внимания.
Гораздо важнее – это реальные доходы населения и медианный доход населения. А они показывают, что на самом деле никакого роста роста доходов в последние 10 лет нет, что в прошлом году реальное потребление населения упало на 7%. Поэтому говорить о том, что снизилось количество бедных людей… Ну хорошо, снизилось, но это ни о чем не говорит.
- В среднесрочной или долгосрочной перспективе российские нефтегазовые экспортеры смогут занять на Востоке такие же комфортные позиции, как это было у них с Западом?
- Европейский рынок приносил Газпрому 70-75% доходов. Вот Россия ушла с этого рынка. Газопроводы (и «Северные потоки», и тот, что через Беларусь идет, и тот что через Украину), можно считать, что уже всё - умерли. И никогда не будут работать. Их нельзя подъемным краном поднять и развернуть в другую сторону. «Сила Сибири» рассчитана на 38 миллиардов кубометров.
В Европу шло от 150 до 200 миллиардов кубов в год, осталось 50. То есть где-то 100-150 миллиардов кубометров газа Газпром не будет добывать, потому что им некуда его продать. И эта задача практически не разрешимая.
Газпром несколько лет ведет переговоры с Китаем по строительству «Силы Сибири-2» и они еще не закончены. И когда будет построена эта труба, никто не знает, и по каким ценам Газпром будет продавать газ, тоже никто не знает. То есть в принципе мы можем считать, что газовый рынок Европы потерян, и его заменить нечем. На горизонте пяти лет этот газ Газпром не добудет.
Почему сейчас согласились отдать Турции газ бесплатно, получать платежи в 2024 году? Ну хоть куда-то этот газ можно будет пристроить. Хоть кто-то его взял, чтобы не закрывать месторождение.
С нефтью ситуация немножко проще, потому что основные объемы нефти идут морем. Российским компаниям удалось организовать новую логистику, направить нефть, главным образом, в Индию, частично в Эмираты и Турцию. И потери в экспорте нефти - они есть, но они где-то в пределах 5%.
Поэтому с нефтью, наверное, немножечко проще, и с нефтепродуктами тоже. Ценовые потери будут, но сейчас они пока не очень большие.
- Выходец из Газпрома, депутат Госдумы Павел Завальный уже озвучил - за потерянный Газпромом премиальный газовый рынок заплатят россияне. Это примерно плюс 22 тыс рублей в год с домохозйства.
- Это безусловно, что заплатят за всё россияне. Газпрому нужно будет как-то расходы свои компенсировать, ему нужно будет платить по банковским кредитам, ему нужно будет платить по кредитам, которые он получил на строительство газопровода. Да, конечно, всё это приведет к тому, что тарифы на газ внутри страны будут повышаться.
- На сколько лет стране хватит запала, запасов, потенциала параллельного импорта, прежде чем очевидны станут последствия технологической деградации?
- Россия исторически, не то что последние 30 лет, а в принципе царская Россия и Советский Союз были импортерами технологий. Тот же самый АвтоВАЗ построен итальянцами, и это завод Fiat. И это никакая не российская технология, а просто купили целый завод и построили его в Тольятти.
Те небольшие куски технологий, про которые Россия еще может говорить, что она конкурентоспособна на мировом рынке – это атомная энергетика, это совсем немножечко в космосе осталось, ну и, наверное, всё.
Потому что даже в гражданской или военной авиации, в которых, как 10-15 лет назад считалось, Россия еще может как-то конкурировать, сейчас уже очевидно, что это не так. Даже до введения санкций российская экономика не могла производить современные товары, которые бы продавались на внешних рынках.
Раньше массу импортных технологий, технологических товаров, современных комплектующих российская экономика могла покупать в других странах. А теперь, когда Россия высокотехнологичные товары покупать не сможет, можно сказать, что жизнь остановится? Нет, не остановится, но качество жизни будет снижаться по сравнению с развитыми странами.
Сейчас, к примеру, мобильную связь обеспечивает оборудование поколения 4G. И в принципе этого достаточно для жизни нормального человека, для жизни большинства компаний. Но в мире постепенно внедряется следующее поколение 5G. И пятое поколение позволит организовать движение беспилотных автомобилей. А Россия не получит станции мобильной связи пятого поколения. Никто не будет ей их поставлять. Это означает, что в России не появится беспилотники.
Понятно, что для Владимира Путина сделают КАМАЗ, который проедет беспилотно от кольцевой дороги Москвы до кольцевой дороги в Петербурге, но это самая примитивная задача - ехать по прямой. Это не очень сложно. А организовать движение беспилотников в городе - безумно сложно.
И понятно, что этого в России в обозримом будущем не будет. В Америке и Европе беспилотники - это еще не массовый рынок, но он там со временем разовьется, а в России не появится никогда. Вот как будет выглядеть технологическое отставание.
Россияне привыкли покупать последние модели айфонов и самсунгов. Их не будет. Но появятся какие-то китайские смартфоны. Неплохие, но менее надежные, при работе с другими приложениями глючат. Ну вот это технологическое отставание на короткую перспективу.
А на длинной перспективе… Советская промышленность выпускала легковые автомобили, цветные телевизоры, видеомагнитофоны, персональные компьютеры и так далее. Но как только границы открылись, и стало возможно привозить в массовом порядке импортные товары, выяснилось, что всё, что производит Советский Союз и страны социалистического лагеря – это всё является неконкурентоспособным.
Технологическое отставание выглядит таким образом, что вроде как в экономике все позиции или большинство позиций существует по товарам, но когда вы их сравниваете с тем, что потребляют жители Америки, Европы или того же самого Китая и Японии, вы понимаете, что это – небо и земля. Но с голоду умирать не будем.
Мы же начали наш разговор с того, что в краткосрочном режиме от происходящего сейчас могут быть, казалось бы, выигрыши и всё хорошо. А долгосрочные последствия никого не волнуют.
- Есть какие-то экономические метрики, по которым пока еще может быть косвенно можно прогнозировать, что российская экономика движется к кризису 90-ых? Или последующих кризисов?
- Во-первых, кризисы – они все разные. В начале девяностых кризис был связан с тем, что экономика открывалась и из плановой превращалась в рыночную. Выяснилось, что значительная часть продукции, которую экономика производит, она либо не нужна (как военная в то время), либо не конкурентоспособна. И поэтому предприятия закрывались, их продукция была никому не нужна.
В четырех следующих кризисах 1998, 2008, 2014 годов и вообще отдельный, коронавирусный – важным элементом было падение цен на нефть. А нефть для России – это основа бюджета. Это очень четкая закономерность: если цены на нефть на мировом рынке сильно падают, то у России начинаются экономические проблемы.
Сейчас цены на нефть не падают и находятся на уровне 75-80 долларов за баррель, что для российской экономики более чем комфортно. И никто не прогнозирует того, что цены будут резко снижаться. Никто, конечно, не знает, но мы видим механизмы соглашения участниками ОПЕК+, ОПЕК, плюс Россия и Казахстан работают: страны-участники достаточно быстро достигают соглашения о сокращении добычи нефти, если цена на нее начинает снижаться.
И поэтому моя оценка, что ожидать резкого падения цен на нефть на уровне, не знаю, 30 долларов за баррель сегодня… В общем, всё бывает в жизни, но я бы этого сейчас не прогнозировал.
Кризис 1998 года, помимо всего прочего, осложнялся тем, что у страны был огромный краткосрочный государственный долг. Нужно было платить каждую неделю по миллиарду долларов.
Миллиард долларов в неделю – много даже сегодня, а в 1998 году это были огромные деньги. Соответственно, ничего похожего сейчас нет.
Сегодня у России государственный долг меньше 20% ВВП. График гашения очень-очень растянут во времени. В этом году Минфин должен погасить всего около 650 миллиардов рублей старых долгов, но 650 миллиардов рублей по нынешнему курсу – это 8,5 миллиардов долларов. Ну то есть в разы меньше нагрузка, чем была в 1998 году. Поэтому с этой стороны, конечно, никаких угроз не существует.
Что еще может стать триггером кризиса, я, честно говоря, не знаю. Ни у одного из кризисов никаких других причин для возникновения не было. Если исходить из этого, то таких кризисов, которые были на наших глазах последние 30 лет, мы не увидим.
Только кризис – это же вообще понятие растяжимое. Снижение качеств жизни - это тоже кризис.
То, что россияне не имеют возможности купить привычные Ford, Toyota, Hyundai и так далее – это кризис или не кризис? Для кого-то это кризис. Если человек привык ездить на хорошей машине, а теперь должен пересаживаться на какие-то неизвестные китайские машины. Но, с другой стороны, можно посмотреть: да нет, ну слушайте, есть же на чем ездить. Они же - «китайцы» - тоже ездят, они же не так чтобы совсем плохие.
Или вы привыкли ездить раз в год в Европу, а теперь культурные столицы - Рим, Париж и Венеция, стали почти недоступны. Это кризис? Для кого-то да, потому что привычный образ жизни ломается.
Но в принципе сказать, что экономика как-то из-за этого рушится вся страна переживает, наверное, невозможно. Поэтому будет кризис, но он другой.
Кризис будет связан с тем, что он растянутый во времени и не такой резкий. И что многим людям в России, многим компаниям придется пересматривать свои долгосрочные планы и менять привычный образ жизни.