Он сослался на многочисленные жалобы от телеканалов и радиостанций, которые поступают в палату. Представители СМИ отмечают, что регулятор усилил контроль за использованием бранной лексики, но нормы закона "настолько неопределенны, что порождают возможность их произвольного толкования".
"Квалификация того или иного слова и выражения как бранного определяется ситуативно", - говорится в письме. Уточняется, что из-за этого даже сохранение авторской стилистики произведения может спровоцировать наложение штрафа от регулятора. А если очищать материалы, идущие в эфир, от спорных выражений – например, художественные фильмы – то есть вероятность получить иски о нарушении авторских прав.
Главный редактор телерадиокомпании "Тверской проспект – Регион" Елена Девяткина рассказала, что ее организация в прошлом месяце получила штраф в размере 20 тыс. рублей за появление двух бранных слов в ходе показа кинофильма. Она обратила внимание, что законодательство не устанавливает единого перечня слов или эталонного словаря, на который вещатели могут ориентироваться. В то же время лингвистическая экспертиза, которая может быть принята судом при рассмотрении подобных дел, обойдется, по ее подсчетам, в несколько раз дороже, поэтому "легче заплатить штраф".
Аналогичные кейсы привели помощник генерального директора по корпоративно-правовой работе телеканала "Русский Север" (Вологда) Юлия Вакурина и директор телеканала "Томское время" Ирита Минина. Им приходится вводить новые штатные единицы – сотрудники занимаются оценкой контента, стараясь минимизировать риски для организации.
Медиаюрист, эксперт в области медиаправа Светлана Кузеванова заметила, что юристы используют "интуитивные механизмы" при оценке бранных слов. По ее мнению, в случае неумышленных и формальных нарушений реакция контролирующих органов должна быть мягче.